Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Category:

Евровидение-1980. «Поп-телекс» вдогонку

Конкурс «Евровидение» номер 25, проходивший в «олимпийский» 1980-й год, не был проведен, как прошлый, на земле обетованной. Хотя Израилю, согласно правилам, после победы их исполнителя, вменялась его организация. И поначалу последователи сионистской сверхидеи были не прочь тряхнуть поп-гривами. Если они дали бы добро, то Израиль стал бы первой страной, дважды подряд принимающей евросмотр. Но они так и не произнесли ожидаемого «шалом!»

Тогда Европейский вещательный союз обратился к Испании и Великобритании с просьбой приютить оставшихся без площадки участников певческого соревнования. Но те не захотели входить в историю устроителями юбилейного конкурса. Положение спасли голландцы. Они выдали предложение проехать до Гааги, и, нетрудно догадаться, что ответ на него был положительный.

Однако передряги не закончились. Вечер песни назначили на 19 апреля. Удивительно, но устроители не предусмотрели такую мелочь, как наличие в этот день национального праздника Израиля. А, следовательно, страна-победитель не сможет прислать своего певуна. Были предприняты попытки, по правде говоря, довольно вялые, перенести шоу. Эта вялость дала повод некоторым изданиям поерничать на предмет некоего умысла в определении даты проведения. Мол, устроителям не хотелось по-новой нервировать арабов и давать Израилю новый шанс на успех.

Как бы то ни было, но исполнитель от страны-победителя год назад на европейский смотр не прибыл, что явилось, конечно, беспрецедентным фактом. Однако конкурс от этого не отменен, лямку участников тянули 19 участников.

Первый на поп-помост в той нервно-политической обстановке вышла австрийская группа Blue Danube с простенькой песенкой «Ты-музыка». Группа была создана известным австрийским продюсером Клаусом Петером Заттлером специально для участия в «Евровидении». Ребята выдали несколько непритязательных песенок, которые охотно показывало советское телевидение в концертах артистов зарубежной эстрады. А простенькая песенка «Ты — музыка» заняла простенькое восьмое место.



Выступавшая следом популярнейшая в Турции певица Ажда Пеккан (своего рода тамошняя Алла Пугачева, или Эдита Пьеха) исполнила песню со странным названием «Петер Оил». Вроде бы речь шла в ней о мужчине с таким именем-фамилией. Однако пронырливые исследователи заявляли, что речь идет о нефти. Дело в том, что в конкурсе прошлого, 1979-го, года Турция не участвовала под давлением арабских стран, бойкотировавших Израиль как место проведения шоу. По причине известных напряженных отношений. И арабские страны тогда пригрозили Турции, что заморозят поставки «черного золота», если нога ее конкурсанта ступит на землю еврейского государства. Песня получилась интригующей, однако жюри столь драматический подтекст не взволновал, и турецкая поп-дива заняла только 15-е место.



Благодаря слепоте конкурсного жребия вслед за турецкой суперзвездой на сцену вышла восходящая звезда греческая. Анна Висси стала суперзвездой на земле Эллады как раз в 1980-е годы. И на «Евровидение» она попала как раз по настоянию греческих продюсеров, заинтересованных в ее восхождении. И хотя выступление с песней «Автостоп» не было для Висси слишком удачным (она заняла «несчастливое» 13-е место), но внимание к себе эта дама привлекла. И дальше ее карьера шла по восходящей.



Выступление сестер-близняшек Софи и Магали из Франции, но выступавших за Люксембург, получилось довольно забавным. Их шуточная песня «Папа-пингвин» сопровождалась хореографической постановкой и вызвала оживление у публики. В музыкальном плане песня получилась вполне приличной, если учесть, что ее автором был создатель песен для группы «Чингисхан» Ральф Зигель. Правда, в постановке все же ощущалась некоторая наигранность, что не позволило исполнительницам подняться выше девятого места. Стоит добавить, что творческая судьба барышень не была столь забавной. Их последующие песни не были столь успешными, и карьера быстро пошла на закат. К тому же в конце 1980-х Магали заразилась СПИДом, и умерла в 1996-м году. Это пошатнуло психику Софи, которая жива по сей день, но от психического недуга так и не оправилась.



Дебютный выход на публику европоп-конкурса совсем не европейской страны Марокко не стал сенсацией. Неплохая певица Самира Бенсаид (начавшая выступать, кстати, с 9 лет) исполнила «Любовное послание», в котором нетрудно было услышать призыв к миру на полыхающем Ближнем Востоке. Однако, песня не собрала большого урожая баллов (как и не принесла, увы, мир в регион) – исполнительница заняла только предпоследнее, 18-е место. Спустя пару лет Самира переехала в Египет, где ее карьера пошла резко в гору.



Итальянец Алан Сорренти подавал в конце 1970-х большие надежды, и мог бы стать большой европейской поп-звездой, как, скажем, Эрос Рамаццотти. Однако ему явно не хватало стабильности. В прессе того времени подшучивали, что для успеха ему не хватает забвения своего рокерского прошлого. В былые годы Сорренти исполнял неплохой прогрессив-рок. На «Евровидении» исполнил итальянский хит «Я не знаю, что отдал бы», который занял шестое место.



Данию представляла группа Bamses Venner – «Друзья Бамсеса». Этот забавный коллектив, бессменным лидером которого был Бамсес Йоргенсен, появился на сцене в одеяниях не то слесарей, не то плотников, не то сервисных работников. Правда, песня была совсем не на производственную тему «Я всегда думаю о тебе». Было видно, что исполнители ни на что сильно не надеются – просто весело проводят время на большом конкурсе. Это веселье принесло им 14-е место.



Шведский певец Томас Ледин удивил традиционно несколько чопорных зрителей и жюри конкурса тем, что схватил микрофонную стойку и принялся проделывать с ней энергичные манипуляции. Прямо как шведская группа «Европа» спустя несколько лет. Этот маневр настолько удивил жюри, что поначалу немного времени Ледин даже лидировал, но потом симпатии поп-арбитров к нему пошли резко на спад. И ему не удалось повторить успех соотечественников из группы ABBA (с которой, кстати, певец поездил какое-то время по гастролям как бэк-вокалист). Его песня «Прямо сейчас!» стала только десятой. Однако в самой Швеции выступление Томаса Ледина признали успешным, и он надолго закрепился в числе ведущих рок-вокалистов страны.



Швейцарская певица Паола дель Медико снова появилась на «Евровидении» после 11-летнего перерыва. В 1969 году она принесла своей стране неплохое пятое место. Вскоре после этого она записала дебютный альбом и стала одной из ведущих певиц страны сыров и часов. В этот раз она даже улучшила свой предыдущий результат – песня «Кино» заняла четвертое место, совсем немного уступив «бронзовому» призеру.



А вот посланцу Суоми сильно не повезло. Популярный финский певец и актер Веса-Матти Лойри со своей приджазованной песней «Флейтист» выглядел настолько бледно, что его последнее 19-е место никого не удивило. Хотя на популярности Лоири в самой Финляндии этого практически не сказалось.



Норвежский дуэт Сьерре Хьелсберга и Маттиуса Хаетты выступил с песней «Лапландия», которая стала своеобразным символом борцов за сохранение реки Альты. Оба исполнителя были активистами экологического движения в защиту данного водоема. Правда, песня получилась явно не для широкой публики, и принесла их стране только 16-е место. В дальнейшем певческая карьера сложилась только у Хьельсберга. Хаетта занялся преподавательской работой.



Западногерманская певица и активистка антивоенного движения Катя Эбштайн участвовала уже в третий раз. Песню «Театр» для нее написал популярный композитор Ральф Зигель, написавший, как уже было сказано, песню и для представительниц Люксембурга. Но песня Эбштайн выделялась не только налетом классического шансона, на театрализованным оформлением. Выступление было ярким и запоминающимся, оно принесло ФРГ второе место.



У британцев были некоторые опасения насчет их представителя – группы Prima Donna. Этот коллектив, состоявший из шести человек, был сформирован специально для участия в Евровидении. Не удивительно, что эксперимент, не согласованный изначально с заправилами шоу-бизнеса, не принес лавров на родных просторах – в британских чартах группа, можно сказать, почти отсутствовала. Стоит добавить, что и в региональном конкурсе группа одержала сомнительную победу. Но на конкурсе их песня «Любви достаточно для двоих» была представлена неплохо, заняв третье место. Однако, эта удача ничего не дала группе – выпусти спустя несколько месяцев еще один сингл, она попросту развалилась.



Португалец Жозе Сид был известен в родной стране как довольно смелый рок-экспериментатор. Начинал он с исполнения вполне в духе европейской поп-музыки песен, но затем погрузился в рок. Его группа «Квартет 1111» исполняла добротный симфо-рок. Один из синглов, вышедший в 1969 году и посвященный легендарному королю Себастьяну, привлек широкое внимание рок-критиков. Однако больших заработков этот жанр не приносил, и уже в первой половине 1970-х Сид создал поп-группу Green Windows. На «Евровидении» он представил песню «Большая-большая любовь», которая принесла его стране седьмое место.



Представлявшая страну-хозяйку конкурса Мэгги Макнил второй раз участвовала в большом европейском поп-шоу. Впервые это случилось в 1974 году, когда она пела с Вильямом Дуйном, который выступал под псевдонимом Маус. Тогда пара из Нидерландов заняла третье место. С той поры дуэт распался, у Макнил появилась своя группа, и на «своем поле» она надеялась как минимум повторить успех шестилетней давности. И хотя этого ей не удалось, все же песня «Амстердам» замкнула пятерку лучших, что было не так уж плохо.



Францию представляла группа Profil, созданная специально для участия в «Евровидении». Не исключено, что французам не давал покоя успех западногерманского «Чингисхана» годичной давности, и местные шоу-бизнесмены надеялись на то, что зажгут новую звезду - если не на европейском, национальном поп-небосклоне. Однако этого не случилось. Песня «Эй, леди и джентльмены» пришла к финишу только 11-й. После конкурса группа благополучно развалилась. Самой яркой участницей группы была Аве Мартин, в 8-летнем возрасте сыгравшая в фильме «Отверженные», снятом по роману Виктора Гюго. Она выпустила несколько синглов, но суперзвездой так и не стала.



Ирландским посланцем на конкурсе стал родившийся в Австралии Джонни Логан – сын знаменитого ирландского тенора, выступавшего в Белом доме перед тремя президентами США. Он стал популярен после победы на национальном песенном конкурсе 1979 года. Логан представил песню «Еще один год не имеет никакого значения», которая настолько впечатлила жюри и публику, что безоговорочно стала победителем. Она также заняла первое место в британском хит-параде и стала большим европейским хитом.



Испанская группа Trigo limpio – «Чистая пшеница» - исполняла симпатичный нефолк. В 1979 году трио покинула Амайя Сезар, соблазнившись сольной карьерой. Ее заменила Патрисия Фернандес, и участие в «Евровидении» стало для новой участницы своего рода испытанием на соответствие ожиданиям поклонников коллектива. Трио выступило неплохо, хотя их песня «Останься этой ночью» заняла только 12-е место. Но на родной земле их выступлением были очень довольны – массы приняли новенькую полноправным участником поп-коллектива.



Завершала конкурсный вечер бельгийская поп-группа Telex – одни из героев европейской диско-волны, шум которой еще был слышен в Старом свете в самом начале 1980-х. Группа представила песню, которую отличал довольно банальный текст, не слишком аккуратное исполнение и неожиданное для данного события название – «Евровидение». Это сочетание принесло 17-е место. Участники группы заявляли, что надеялись на последнее место, но португальский член жюри не позволил коллективу опуститься на дно. Вот такой получился «Поп-телекс» вдогонку.

Tags: Евровидение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments