bers37

Categories:

Из архив. Группа Laibach в "Лимонке". 1995 год

ALLE GEGEN ALLE

Интервью нашего корреспондента с группой

LAIBACH

Вопрос: Как вы начинали?

Ответ: Когда мы начинали работу мы были знакомы с экспериментальной музыкой, индустриальной музыкой исполняемой в мире, с такими группами как Can, Kraftwerk и др. Решив выступать, мы восприняли в качестве источника вдохновения логику окружавшего нас места – города Трбовлье в промышленной зоне. Мы скомбинировали некоторые старые машины, добавили к ним самодельные гитары, примитивные ритм-машины, какие-то электромеханизмы, изготовляемые местными энтузиастами, а также проигрыватели, которые мы использовали самым неожиданным образом. При помощи ножниц мы “монтировали” плёнки – технология была более чем примитивная. И это сработало. Большая часть нашей музыки, которая вошла в компакт-диск “Любляна– Загреб–Белград”, а также в пластинки “Лайбах” и “Рекапитуляция” записана при помощи этих примитивных, но высокоэнергетичных инструментов.

Мы играли свои первые концерты в то время, когда панк был очень силён. Под панком мы подразумеваем музыку, записанную с помощью гитары, бас-гитары, барабанов и т.п. Тексты песен в то время были активно политическими. И мы решили сопротивляться этому течению. Мы вдохновлялись разными техниками – искусством, кино. Мы никогда не придавали большого значения гитарам; барабанам – да, но не гитарам. Старались избегать прямолинейных политических текстов. Панк основывался на классических рок-аккордах. Мы же просто разрушали рок-музыку, саму её логику. Когда мы начали давать концерты, они были поистине хаотичными, куда более непредсказуемыми, чем любой панк-концерт. Мы вообще были не в состоянии контролировать что-либо на сцене. Мы выходили на сцену, включали машины, и всё шло само собой. Мы как бы провоцировали ритуал, которым не могли управлять. Более того, мы сами попадали под власть этого ритуала. Импровизация играла очень большую роль. Те ранние концерты были настолько безумны, что однажды, играя на одном панк-фестивале в Любляне, мы так потрясли слушателей своей “тяжестью”, что несколько панк-групп даже отказались выступать после нас,– публика была слишком подавлена.

Вопрос: Расскажите о фигуре Томаша Хостника, так часто упоминаемого “ЛАЙБАХ” в разных контекстах.

Ответ: Томаш Хостник был одним из нас, тех, кто начинал “ЛАЙБАХ”. Он был “шоу-меном” во время выступлений группы.  Вообще он был необыкновенным человеком. Один раз, во время концерта он стоял близко к краю сцены, и кто-то из публики бросил на сцену разбитую бутылку. Бутылка попала Томашу в лицо, но он не только не ушёл со сцены, но наоборот подошёл к самому её краю, как бы говоря: “Не в ваших силах причинить мне вред.” Такой поступок был ярким выражением его характера. Мы поместили фотографию этого случая на обложку альбома “Любляна–Загреб–Белград”. Томаш покончил с собой в 1982 году, и это было наше первое столкновение с реальной смертью.

Вопрос: Придаёте ли вы большое значение тому, что вы поёте, смыслу, содержащемуся как в ваших собственных, так и в заимствованных вами произведениях? Или ваша деятельность ориентированна в основном на скандал?

Ответ: Провокация, которая, я надеюсь, работает успешно в наших произведениях, на мой взгляд, обязательна. Каждая хорошая работа должна нести в себе элемент провокации. В то же самое время мы по-настоящему верим, что всё, что мы делаем (слова песен, выбор инструментов, внешнее оформление пластинок, сценические эффекты, флаг, висящий над сценой) абсолютно серьёзно. Всё является маленькими элементами мозаики единого образа.

Вопрос: Как “ЛАЙБАХ” понимает тоталитаризм, и как использует это понимание в своей деятельности?

Ответ: Основное наше убеждение, касающееся тоталитаризма, звучит так: Искусство и идеология не исключают друг друга. Сами мы как художники принимаем форму той или иной системы, когда-либо доминировавшей в истории. Это путь де-персонификации, мы принимаем примат идеологии, что само по себе является весьма тоталитаристским подходом. Мы ставим себя в центр проблемы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Можно выделить два основных обличия тоталитаризма. Один – это идеологический (восточный) тоталитаризм. Служа этой системе, люди создавали совершенные по красоте вещи. Другие, кто отрицал официальные ценности, тоже были вынуждены соотносить своё творчество с идеологической догмой, хотя бы даже и отрицая её. Таким образом, всё восточное искусство периода тоталитаризма с необходимостью считалось с идеологией тем или иным способом.

На Западе люди тешат себя надеждой, что они вольны делать, что хотят. На самом же деле, все их действия чётко следуют правилам рынка, который и является доминирующей идеологией Запада. В качестве примера можно рассмотреть рок-музыку. Для многих она всё ещё является символом полной свободы, раскрепощения, взять тот же классический лозунг “sex and drugs and rock-n-roll”. Но именно рок-музыка создала одну из сложнейших и самых изощрённых рыночных структур, с которой все музыканты, вне зависимости от того сознают ли они это или не сознают (что само по себе небывалая редкость), обязаны кореллировать своё творчество. MTV, претендующее на разрушение всех и всяческих авторитетов, на самом деле есть ни что иное как вершина всей пирамиды, призванной контролировать молодёжь, её настроения. Главная задача MTV состоит в том, чтобы придерживаясь легенды рок-н-ролла, оберегать Систему от идей, которые содержатся во многих поп- и рок-песнях. Тоталитаризм западной модели выжил потому, что оказался более эффективным в экономической сфере, потому что сумел создать иллюзию полной свободы. Ведь Восточный блок распался тогда, когда многие на Востоке, потеряв идеалы, поверили западной пропаганде, обещаниям Запада.

Фактом является то, что тоталитаризм не только не умер, но и развивается именно сейчас в своей самой изощрённой, тонкой форме, оставаясь при этом подлинным тоталитаризмом с развитой системой подавления, разве что не при помощи одной лишь грубой силы.

Интервью А.Каменного (Москва)

пародия

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.