Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Categories:

«Политика расчленения СССР была для США первична...»

Недавнее обострение политической ситуации в России показали, что существует глубокая и прочная связь между событиями внутри страны и драматичными мировыми процессами. В этой связи особый интерес представляет мнение эмигрантов — нынешних и вчерашних. Тех, кто наблюдал эти связи в прежние времена и способен разглядеть их сегодня.
Мой собеседник — один из лидеров общественной организации Союз русского народа Михаил Назаров около двух десятков лет прожил за границей, работая в таких известных эмигрантских структурах, как радиостанция «Свобода» и НТС. И его анализ событий минувших и сегодняшних заслуживает пристального внимания.
Мы решили начать разговор с пресловутого американского «Закона о порабощенных нациях» (до сих пор не отмененного), принятого 17 июля 1959 года и являющегося, по мнению многих исследователей, одним из детонаторов под территориальной целостностью России.



Как, на Ваш взгляд, «закон о порабощенных народах» повлиял на официальную политику США в отношении Советского Союза?
Политика расчленения СССР тут была первична, а принятие закона – ее следствие. Точнее: это официально узаконенный инструмент ее осуществления, точнее – ее оправдание в глазах собственного народа.
Нужно сказать, что попытки ослабления многонациональных империй посредством разжигания вражды между входящими в империю народами и центром не новы, они были всегда в истории империй, со стороны их врагов. В таких попытках часто использовалась лживая пропаганда, поощрение амбиций местных князьков и кланов, однако этого еще не было достаточно. Поощрение сепаратизма удавалось, если для него имелась почва в виде недовольства населения центром.
Взять Российскую империю: например, сколько усилий приложила Австро-Венгрия по созданию и подпитке украинского сепаратизма – безуспешно. В годы Первой мировой войны изменников из украинцев практически не было, они считали себя русскими, даже на выборах в городские самоуправления в 1918 году сепаратисты провалились. Англичане пытались сеять семена сепаратизма в Средней Азии и Закавказье – тоже безуспешно. Потому что и эти окраинные народы, и их элиты были вполне удовлетворены положением в Империи, где царская власть не подавляла их национальные обычаи и религии.
Иное дело в СССР, где власть повела борьбу против религии и национальных "буржуазных пережитков" – это создало почву для недовольства и сопротивления. Очень показателен пример покоренных чеченцев: до революции, в годы Первой мировой войны, из них состояла верная Царю т.н. "Дикая дивизия", а в советско-германской войне население Чечни охотно сотрудничало с немцами. Тогда же впервые в массовом масштабе проявился и украинский (бендеровский) сепаратизм, в котором объединились антисоветские и антирусские черты.
И когда западные демократии перестали нуждаться в коммунистическом режиме (а он был им нужен для разгрома сначала православной России, а затем – европейского национально-авторитарного корпоративизма), к тому же интернациональный коммунизм в СССР в годы войны приобрел русскую национальную окраску – то было вполне логично для Запада как геополитического соперника разыграть карту национальных сепаратизмов. В этом было самое уязвимое место советского режима.
Как этот закон был воспринят в русской эмиграции? Стал ли он причиной конфликтов между представителями народов, входивших в состав Советского Союза?
Русская антикоммунистическая эмиграция традиционно отделяла историческую Россию и ее геополитические интересы от марксистской власти. Разумеется, было много протестов и против "Закона о порабощенных нациях", и вообще против того смешения русских с коммунистами, которое ярко проявилось в этом законе. В нем ведь написано, что все народы в СССР и шире – в соцлагере – порабощены "русским коммунизмом", даже Тибет.
А признаки разобщения в эмиграции между русскими и представителями нацменьшинств появились еще до принятия этого закона, с самого начала Холодной войны. Потому что американцы сразу же стали создавать национальные сепаратистские структуры: "Совет Белорусской народной республики", " Азербайджанский Национальный совет", "Грузинский Национальный совет", Туркестанский национальный комитет", "Союз за свободу Армении", "Северокавказское антибольшевистское национальное объединение", прибалтийские организации, и особенно стали финансировать украинских националистов. Именно украинские националисты (некто Добрянский) готовили проект "Закона о порабоженных нациях".
Все эти сепаратистские организации были объединены в такие структуры, как, например, "Антибольшевистский Блок Народов". Был также создан в Мюнхене "Институт изучения СССР", в котором американцы готовили ядро будущих независимых национальных правительств после падения коммунизма.
Русские организации пытались этому противодействовать. Например, в 1952 г. в Нью-Йорке был проведен "Второй Российский Зарубежный съезд", на котором 103 делегата от политических, общественных, церковных организаций создали "Всеэмигрантское представительство". Но силы были не равны... Всё это у меня подробно описано в соответствующей главе книги "Миссия русской эмиграции".
Насколько влияние этого закона сказывалось на работе НТС и «Радио «Свобода»? Как Вы теперь, спустя годы и открывшиеся факты, можете оценить это влияние?
НТС и "Свобода" – это качественно разные структуры, хотя и финансировались америтканцами. НТС было русской организацией с авторитарной корпоративистской идеологией. Американцы выделяли деньги на антикоммунистическую деятельность всех эмигрантских организаций, в том числе НТС как наиболее активной из них, но не могли диктовать ей свою политику. В частности, НТС всегда выступал против расчленения исторической России и этого закона. Тогда как радио "Свобода" было чисто американским учреждением, во главе стояли американские чиновники, и там сама структура редакций была сепаратистской, хотя прямая пропаганда сепаратизма была запрещена в правилах радиостанции. Отдельные члены НТС работали в так называемой Русской службе "Свободы" и пытались проталкивать в эфир свои материалы в области истории, культуры, Православия. Просили и меня писать соответствующие материалы для радиопередач. Но с появлением "третьей эмиграции" это все более затруднялось, антирусская составляющая радиопередач нарастала, возникали русско-еврейские конфликты, а в годы "перестройки" в мюнхенской эмиграции радиостанцию уже называли "синагогой". На эти темы у меня в те годы вышел сборник материалов "Радио Свобода в борьбе за мiр..."


Окончание следует
Tags: Михаил Назаров, НТС, антисоветчина, распад страны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment