Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Categories:

Памяти режиссера Евгения Гинзбурга

Оригинал взят у marochkin в Памяти режиссера Евгения Гинзбурга
Сегодня на 67-м году жизни скончался режиссер Евгений Гинзбург. Мне довелось с ним встречаться во время съемок фильма "Наша Феличита". Тогда, сидя перед камерой, он весело и остроумно рассказывал о том, как в Ленинграде проходили съемки с участием Аль Бано и Рамины Пауэр. Когда интервью закончилось, мы не могли не спросить о том, как появился на свет знаменитый музыкальный телефильм «Волшебный фонарь», ставший одним из символов Семидесятых.

Тогда говорили, что председатель Гостелерадио СССР С.Г.Лапин был настолько удручён неудачами советских телепрограмм на международных конкурсах, что пригласил сотрудников Главной редакции музыкальных программ режиссера Евгения Гинзбурга и сценариста Бориса Пургалина для создания конкурентоспособного продукта для показа на очередном конкурсе телепрограмм в швейцарском городе Монтрё.

Евгений Гинзбург подтвердил эти слухи: «Сергей Георгиевич Лапин сказал, что нам надо создать нечто, что было бы способно конкурировать на западном телевизионном рынке. Прежде всего, надо было сделать так, чтобы по качеству, по ГОСТам это могло быть воспроизведено на западном телевидении, потому что до этого наша видеозапись там не читалась. Кроме того, надо было сделать фильм, который был бы понятен там. Вот таким образом нам было буквально приказано к фестивалю «Золотая роза» в Монтрё в 1976 году снять фильм, который должен был там если не победить, то хотя бы быть просмотренным. Но он победил. Как это ни странно!»

Гинзбург и Пургалин, имевшие опыт работы над программами «Голубой Огонек» и «Артлото» и создавшие к тому моменту уже несколько любимых публикой и артистами «Бенефисов», не подвели своего шефа. Результатом их работы стал телевизионный мюзикл «Волшебный Фонарь» в пародийной форме обыгрывавший историю мирового кинематографа. Западное жюри оценило, что поезд братьев Люмьер прибывал к перрону под знаменитую в 50-е годы песню про «Чаттанугу-Чучу». Кроме того, здесь присутствовали и мотивы чаплинских «Огней Большого Города», и ковбойский вестерн, и пастораль а-ля «Фанфан-Тюльпан» и даже мелодии из рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда». И всё это с использованием красочных костюмов, декораций, хорошо и свободно поставленной хореографией. Это был фирменный стиль Гинзбурга, который мы уже хорошо знали по «Бенефисам».

Но была проблема: по условиям конкурса представленные программы обязаны были иметь хотя бы один внутринациональный эфир. И решение было найдено: «Волшебный Фонарь» был неожиданно показан в эфире Центрального Телевидения в Пасхальную ночь - в программе его не было, - чтобы отвлечь молодежь от Крестного Хода.

«И «Бенефисы», и «Волшебный фонарь» - это была моя антикоммунистическая мечта, - продолжает рассказ Евгений Гинзбург. - Я всегда чувствовал себя сопротивленцем. Никто же тогда не задумывался, что за капиталистической свободой стоит жесткий капитализм! Увы!
Но, как ни странно, мне давали «сопротивляться» на Центральном телевидении Советского Союза. Да, меня там пинали ногами, толкали локтями и били по голове. Но тем не менее давали работать, и я делал довольно дорогостоящие по тем временам истории, причем довольно свободно. И должен сказать, что меня практически не касалась цензура. Почему? Честное слово, для меня это абсолютная загадка, потому что вел я себя плохо и с точки зрения политической, и с точки зрения нравственной. Тем не менее Лапин, который часто вызывал меня, чтобы оторвать мне голову, ее почему-то не отрывал. Ну, он меня укорял, но тем не менее, когда возник юбилей Брежнева, меня вызвали и поручили мне эту главную политическую программу страны: день рождения Леонида Ильича. До меня доходили слухи, что дети Брежнева смотрели «Бенефисы». Это меня и спасало. Они говорили папе, что это интересно...»

В итоге все закончилось хорошо: Гинзбург получил за свою работу выговор за хулиганство, «Волшебный Фонарь» - Золотую Розу фестиваля в Монтрё, композитор Георгий Гаранян - приз за лучшее музыкальное оформление, а миллионы советских людей - глоток свежего воздуха.

Фрагмент книги "Песни нашего поколения. Семидесятые"

Tags: СССР, музыка, телевидение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments