Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Про наш легендарный (но, увы, загнувшийся) Моторный

Нашел в архиве материал за 2005 год о ситуации на Алтайском моторном заводе. Написан и опубликован он был в газете "Честное слово", где я в ту пору трудился. После выхода в свет мне позвонила руководитель пресс-службы предприятия Пикалова и стала предъявлять претензии. После того, как я вспылил и обвинил ее в пособничестве в развале алтайской промышленности, мы закончили диалог. На этом конфликт был исчерпан.

Стихает заводской гудок…
Промышленность Алтайского края снова погрузилась в кризис. О его глубине предпочитают не говорить. Непростая ситуация вокруг комбината химволокон, противоречивая информация о положении дел на моторном заводе, продолжающиеся «странности» на шинном заводе – все это заставило власти, профсоюзы и общественность обратить внимание на очередной спад в промышленности, а эксперты заговорили о «начале конца». В конце июня вице-губернатор Сергей Тен обнародовал доклад об итогах социально-экономического развития края за пять месяцев нынешнего года. В нем отмечается, что в промышленности региона наблюдается спад. А краевое управление государственной статистики отмечает, что с мая 2004 по апрель 2005 года индекс промышленного производства уменьшился на 5,8 процента и составил 86,1 процента от аналогичного показателя прошлого года. Главной причиной же падения, по мнению исполнительного директора Союза промышленников Алтайского края Евгения Ганемана, является снижение объемов выпуска продукции наших «гигантов». При этом ситуация на них такова, что вряд ли через полгода показатели будут вызывать больший оптимизм. В докладе Сергея Тена отмечается, что подобные негативные тенденции характерны как для промышленности Сибирского федерального округа, так и всей России. «Нельзя сказать, что наш край в этом плане плетется где-то в хвосте» - соглашается Евгнеий Ганеман.
Масла в огонь подливают также действия и заявления руководителей «гигантов» вкупе с публикациями в масс-медиа об этих действиях и заявлениях.
Ссоры смежников не было. Ее перенесли?
На днях ряд СМИ края сообщили об остановке конвейера ПО «Алтайский моторный завод». Объяснялась эта остановка общим снижением производства предприятиями, входящими в «Агромашхолдинг» (в который входит и моторный завод). Кроме того, моторостроители якобы отказались от поставки двигателей рубцовскому «Алттраку», который приступил к выполнению заказа из Узбекистана, создавая, таким образом, конкуренцию волгоградскому заводу, также входящему в «Агромашхолдинг». Однако уже на следующий день департамент по связям с общественностью «Агромашхолдинга» распространил заявление, в котором назвал сообщение об остановке конвейера «содержащим ложную и откровенно недостоверную информацию, не имеющую под собой никаких оснований». По мнению руководства холдинга, в СМИ был распространен заказной материал, имеющий целью «дискредитировать производственную политику компании». Впрочем, «заказуха» на производственные темы – дело привычное. Правда, вопросы относительно ситуации на ПО «АМЗ» и его взаимоотношений с рубцовчанами остались. Ведь еще не так давно администрация моторного завода бодро заявляла о выходе из долгого кризиса и казавшемся необратимом подъеме производства. Откуда же взялись столь серьезные непредвиденные трудности?
Кстати, примерно два года назад, когда «АМЗ» избавлялся от некоторых принадлежащих ему социальных объектов, циркулировали слухи, что предприятие готовят к ликвидации, а на его месте будет возведен среди прочего новый гипермаркет. Но тогдашние опасения эти не подтвердились. Сейчас, после вроде бы несостоявшейся приостановки работы, эти слухи снова запущены в массы.
«Социальный дозор» за шинниками
Экспертно-аналитический центр «Социальный дозор» недавно разместил на своем Интернет-сайте большой материал, посвященный сложной ситуации на шинном заводе. В нем приводится письмо одной работницы предприятия, которая сообщает о растущих задержках по зарплате и ужасающих условиях труда. Как известно, три года назад контрольный пакет акций БШЗ был приобретен московской финансово-промышленной группой, возглавляемой депутатом Госдумы Васильевым. В 2002 году кредиторская задолженность на нем составила свыше 1 миллиарда рублей, и была применена процедура банкротства. В 2003 году работники БШЗ провели несколько акций протеста, так как профсоюзные активисты заподозрили руководство в намеренном развале предприятия. После проведения процедуры банкротства на базе завода было создано ОАО «Алтайская шинная компания». Однако многие социальные вопросы только обострились: увеличились долги по зарплате, в пенсионный фонд и перед энергетиками. Последние даже отключали на предприятии свет и тепло.
В ноябре 2003 года работники ОАО «АШК» пообещали властям, что бойкотируют выборы в Госдуму, поскольку они «потеряли всякий смысл – при любой власти положение рабочего человека только ухудшается».
Следует заметить, что ОАО «АШК» обладая репутацией худшего из всех шинных заводов на территории бывшего СССР, продолжает активно поставлять свою продукцию. По данным «Социального дозора», за пять месяцев нынешнего года было отгружено товарной продукции на 664875 тысяч рублей, в то же время доля заработной платы в данном объеме составляет порядка одного процента, без учета отчислений на социальное страхование.
«Социальный дозор» сообщает, что «по ловкости ухода отчислений на социальное страхование, причем на вполне законных основаниях, менеджеры шинного завода находятся в числе первых среди алтайских бизнесменов». Несовершенство существующего законодательства дает возможности вполне легально уйти от уплаты различных налогов, в первую очередь единого социального. Для этого достаточно перевести работников из одного предприятия, имеющего задолженность по уплате единого социального налога, в другое, такой задолженности не имеющего. Так можно делать по несколько раз. Такого мнения придерживаются авторы материала сайта «Социального дозора».
Хозяева и хозяйчики
Вообще, проблема эффективных собственников промышленных предприятий стоит в крае довольно остро, считает Евгений Ганеман. - Есть, конечно, положительные примеры – «Алтайвагон», «Сибэнергомаш», Барнаульский пивзавод. Но очень часто мы имеем примеры совсем иного рода».
Одним из аспектов данной проблемы является зачастую отсутствие у владельца понимания особенностей работы предприятия в Сибири. Состояние дорог здесь по понятным причинам гораздо хуже, а затраты на свет и тепло значительно выше, нежели в европейской части России. Недаром и инвесторы в Сибирь идут не слишком охотно. А если идут, то в сырьевые регионы. Объем инвестиций в промышленность Алтайского края в пять раз меньше, чем в Кемеровской области и в три раза меньше Красноярского края. Новые же собственники алтайских предприятий (часто проживающие за пределами региона) на климат и дороги внимания не обращают, а стремятся в кратчайшие сроки извлечь максимальную прибыль. Когда этого достичь не удается, они начинают экономить на социальных выплатах или стремятся вывезти ценное оборудование, после чего освободиться от тяжкой ноши. Это, естественно, вызывает резкое недовольство работников, которые устраивают акции протеста. Весьма показательным в этом отношении выглядит провал, в котором оказался рубцовский «Алттрак». Его собственники (пришедшие как раз из-за пределов края) не смогли наладить нормальное функционирование градообразующего (что в данном случае представляется весьма существенным) предприятия. Для этого требовалось либо глубоко вникнуть в положение завода и его социальный статус, либо нанять толковых менеджеров из «местных» (говорят, власти были не прочь видеть в этом качестве Сергея Хачатуряна, имеющего богатый опыт антикризисного менеджера). Но «варягам», видимо, очень хотелось порулить самим. В результате в кризисе оказался не только «Алттрак», но и социальная сфера Рубцовска. Ярким проявлением этого кризиса стало размораживание прошедшей зимой нескольких сотен жилых домов, отапливавшихся заводской ТЭЦ.
Без государства - никак
Исполнительный директор краевого Союза промышленников Евгений Ганеман так оценивает положение алтайских предприятий: «Половина из них – убыточны, другая половина работает с прибылью. При этом половине убыточных предприятий уже вряд ли поможет какое-либо частичное содействие. У них нужно или менять собственника, или пот отношению к ним следует применять процедуру банкротства – то есть, необходимы серьезные перемены». Общая же ситуация, по его мнению, «критическая, но не катастрофическая».
Легкая промышленность на Алтае фактически потеряна: закрыты или почти закрыты хлопчато-бумажный комбинат, кожзавод, Барнаульская обувная фабрика и многие другие. «Уходит» из края и химическая промышленность: остановлен Завод синтетического волокна, со скрипом работает бийский «Полиэкс», сложная ситуация на Комбинате химических волокон.
Подобная ситуация в Алтайском складывалась годами, в инвестиционную «яму» промышленность региона провалилась отнюдь не за время пребывания у власти администрации Михаила Евдокимова, как в этом пытаются убедить общественность представители «старой» команды. Если внимательно проследить историю кризисов на каждом проблемном предприятии, то можно заметить, что стагнация там начиналась в большинстве случаев в начале-середине 90-х годов или в начале нынешнего века. Получается, что промышленная политика прежней администрации заключалась в активном «пиаре» своих намерений поддержать алтайского производителя. Не более.
Сегодня выход из кризиса – процесс длительный и весьма непростой. На днях у исполняющего обязанности первого вице-губернатора края Михаила Козлова состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы подъема промышленности края со смертного одра. На нем было решено обстоятельно проанализировать сегодняшнее положение предприятий, определить меры в отношении каждого из них, а также общие пути выхода из кризиса. Разумеется, возрождение промышленности (если оно, конечно, будет происходить) невозможно без активного участия государства. Представителям исполнительной и законодательной власти предстоит вести серьезные переговоры с владельцами предприятий, согласовывать интересы власти, общества и бизнеса. То есть, предстоит заниматься тем, что так громко декларировалось на протяжении последних лет, но так и не стало реальностью. Насколько будет успешна очередная попытка, станет ясно в самое ближайшее время. Которое уже не ждет.





Сегодня от советского промышленного гиганта, обладавшего многими уникальными технологиями, остался красивый вход в административный корпус. Помните об этом! И нужно обязательно воздать за это преступление по заслугам!
Tags: Алтай, промышленность, экономика
Subscribe

  • НАЦБОЛЫ АЛТАЯ НА МИТИНГЕ ПРОТЕСТА В БАРНАУЛЕ

    31 января нацболы алтайского краевого отделения партии "Другая Россия Эдуарда Лимонова" побывали в самой гуще протестного митинга в Барнауле. Цель…

  • Агитрейд барнаульских нацболов

    Сегодня нацболы Барнаула провели агитрейд по улицам города. В ходе агитрейда они пытались соблюдать социальное дистанцирование и прочую хреновину в…

  • В кулуарах съезда партии

    Фото сделано в кулуарах съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова». На фото — Андрей Милюк из Питера, я, Андрей Песоцкий и неистовый Бенес Айо.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments