В этот день, 10 мая 1907 года, 105 лет назад, в Госдуме Столыпин сказал: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».
Столыпин был мощным премьером и крупнейшей исторической фигурой.
И его реформы были попыткой своего рода второго издания реформ Петра Первого — использования западных методов на российской почве во благо России же.
Цель благая. Вне всякого сомнения.
Но результаты многих петровских начинаний сказались только к концу века. Потом, под занавес правления Екатерины Второй они снова были нивелированы. Потом они снова дали результат. Потом их снова пытались похерить. Потом снова они дали результат. И так далее... Но Петр прорубил окно в Европу. Изменил политический ландшафт России.
У Столыпина столько исторического времени не было. К тому же его начинания нуждались в корректировке, поправках, исправлениях. Не сомневаюсь, что Столыпин предпринял бы шаги к изменениям своих же начинаний. Но... не дожил. Случилась революция. Поддержанная отчасти теми, кто одобрял его реформы. Я имею в виду февраль 1917-го.
А дальше воплощался уже другой исторический проект.
Беда Столыпина в том, что его подход был слишком технологическим. Именно поэтому его любят многие либералы, патриоты всех мастей и центристы, губернаторы и примышленники.
Но Столыпин не учитывал самую малость. Которая, собственно говоря, и уничтожила его самого. Он не учел тягу русских к мессианству. К их стремлению жить своим умом. Искать иной путь развития, нежели остальной мир.
Он просто не принимал это во внимание. И это стоило ему жизни.
Сегодня мы не можем повторить вслед за Столыпиным: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»
Не можем бросить эту яркую фразу либералам, левым, националистам, стремящимся к революции, собирающим митинги, устраивающим российский «оранжевый» Майдан.
Не можем потому что великих потрясений избежать не получится.
Наше обрушение (а потом и скольжение) вниз с начала 90-х не оставило нам шанса обойтись без них.
Поэтому наш лозунг может звучать примерно так: «После великих потрясений нам нужна Великая Россия!»