Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Ну, за справедливость! За торговую...

Сегодня, 12 мая, отмечается Всемирный день справедливой торговли. Оказывается, в наше крайне несправедливое время есть и такой.

Народ, жаждущий этой утопии, гуляет по инициативе Всемирной организации справедливой торговли. По замыслу инициаторов, этот праздник не столько повод опрокинуть лишнюю рюмашку или фужер, но заявить примерно 350 коллективам производителей и организациям справедливой торговли из 70 государств заявить, что им принципы справедливой торговли не чужды.

Это все декларации, которые просты и не содержат никакого темнилова.

Самое любопытное начинается дальше, при изучении принципов, которые скрываются за этой декларацией.

Справедливая торговля, оглашают носители повода опрокинуть, предусматривает отстаивание международных стандартов и общественной политики в отношении маркированных и немаркированных товаров. При этом основное внимание уделяется товарам, экспортируемым из развивающихся стран в развитые.

К товарами справедливой торговли могут быть отнесены продукты питания - чай, кофе, какао, бананы, а также предметы ремесленного производства и одежда. Главное — чтобы при их производстве не использовался рабский и детский труда.

В общем, справедливая торговля — это международные стандарты плюс отсутствие детского и рабского труда. Других критериев справедливости ее ревнители не обнаружили.

Они не обратили внимание на то, кем эти международные стандарты написаны, и вообще, кто может им соответствовать.

Как известно, крупнейшими поставщиками чая, кофе, какао и бананов являются крупные транснациональные корпорации, имеющие филиалы в странах, где эти продукты выращивают и производят. И лоббисты этих корпораций в различных международных объединениях знают свое дело. Стандарты написаны как надо и под кого надо. Просто так на мировой рынок нынче не попадешь, и на установленные правила не повлияешь.

Я уже не говорю о таком странном критерии наличия справедливости, как общественная политика. Подразумевается, что общественность всегда проводит справедливую политику. Даже когда эта политика сомнительна с точки зрения элементарной человеческой природы. На протяжении своей истории общественность предавала распятию тех, кто говорил вопреки ее понятиям (Иисус Христос), занималась захватом колоний и не видела в этом ничего дурного, охотилась на ведьм, вводила запреты на профессию, приводила к власти нелюдей и вообще творила массу нехороших вещей.

Я не призываю заняться анализом прегрешений т. н. общественной политики, просто хочу заметить, что эта политика даже в отношении маркированных и немаркированных товаров тоже не может являться безусловно справедливой.

А уж ремарка насчет детского и рабского труда и вовсе странная. Во-первых, во многих странах детский труд не считается несправедливостью. Во-вторых, дети могут нигде формально не числиться как рабочие, но пахать как проклятые. Это мы имеем сегодня сплошь и рядом, когда в мегаполисах подростки зарабатывают себе на жизнь по 12 часов в сутки. А уж с странах третьего мира (а ревнители справедливой торговли следят за соблюдением правил оной при поставках товаров из стран развивающихся в развитые), где численность населения подчас оценивается на глазок, и вовсе соблюдение трудового законодательства нередко считается пустой тратой времени. Ибо трудящиеся на сборе бананов детишки могут быть единственными кормильцами рано вышедших из трудового строя родителей.

Над недопущением рабского труда тоже можно долго иронизировать. Рабский труд сегодня — это не тогда, когда ты батрачишь за миску похлебки. Это уже безнадежное ретро. Хотя и оно кое-где еще имеет место. Это когда ты формально свободен и можешь даже отказаться идти работать, если ты этого не желаешь. Но это не означает, что ты не будешь банально голодать. А в странах опять же третьего мира основной трудящийся люд горбатится исключительно за мелкий прайс.

Интересно, что устроители праздника не обозначили включение в правила справедливой торговли бытовую технику. Потому что ведущие ее производители в странах Юго-Восточной Азии используют и полурабский (никакого трудового законодательства для ее непосредственных производителей фактически не предусмотрено) труд, и детский.

В общем, при желании праздник справедливой торговли отметить можно. Не мешает помнить, что каждая стопка в его честь — смазка в горло прожорливой мировой системы эксплуатации. Типа шутка:)))

Лично мне сочетание таких понятий, как справедливость и торговля представляется весьма странным. Сегодня уж точно. Торговля — это вообще отрасль, где в основу ставится то, о чем в приличном обществе надлежит молчать. Прибыль. Доход. И торговцев у нас не любили. А русские купцы, которым приходилось вляпываться в это дело, старались отмыться — кто благотворительностью, кто загулами с девками и цыганами. На Западе такими вещами сроду не парились. Прибыль — ну и что? Доход — ну и что? У нас важнее был результат — шуба бабе или сладости детям. А там — процесс. Попытка очеловечить торговлю, сделать одним из ее столпов справедливость — провалилась. Во всяком случае, Советская власть эту проблему не решила, хотя и сильно старалась. Нынешняя — не решит и подавно. И никакие празднования — с рюмкой или без — не помогут. Выход — постараться решить еще раз. Но вместе с Советской властью 2.0. И тогда уж точно пустые красные дни в календаре не потребуются.

Tags: справедливость, торговля
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments