Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Category:

Танцы на сцене и на пьедестале

Из сериала о "Евровидении" Часть 69

В 14-й раз фанфары известили о проведении фестиваля «Евровидение» 29 марта 1969 года на сцене мадридского Королевского оперного театра. Рекламный проспект для финального концерта создал Сальвадор Дали, как утверждают некоторые исследователи, по личной просьбе испанского каудильо Франко.
Из-за режима Франко, кстати, в евроконкурсе отказалась принимать участие Австрия, представители которой заявили, что «их страна не желает отправлять своего исполнителя в страну с диктаторским режимом». Такое рвение австрийцев можно объяснить тем, что их страна прекрасно знает, как неполиткорректно рождать на своей земле диктаторов. Тем, кто не понял, сообщу, что один из стратегических партнеров Франко – Адольф Гитлер – родился именно в Австрии. И австрийцы, дабы избежать обвинений в пении для живого реликта Второй мировой, не поехали.
Испанцы, в свою очередь, тоже приложили максимум усилий, чтобы у гостей не возникло превратных аналогий. В зале и у команды устроителей преобладал белый цвет. Ведущая – Лорита Валенцуэла – также была в белом.
Среди дебютантов конкурса мог оказаться Лихтенштейн. Там даже провели отборочный конкурс. Но вот незадача – у страны не нашлось собственной телерадиокомпании, и Лихтенштейну вежливо отказали. Добавим, что в 1976 году он снова попытался вклиниться в число участников, но стражи европейской попсы бдительности не притупили, и отказали этой стране повторно.
Валенцуэле пришлось постараться, создавая у гостей теплый настрой, она поприветствовала зрителей в зале и у телеэкранов на различных языках. Изрекла она и по-русски «Добрый вечер!»
Это был не первый случай, когда в тот день с мадридской сцены звучали русские слова. Выступавший первым из 16 исполнителей югославский посланец Иван исполнил на родном хорватском языке песню «Приветствие миру», в которой прозвучала и строчка на русском языке. Вокал Ивана чем-то напоминает Риккардо Фольи. Впрочем, тогда знаменитый итальянец еще не блистал на сцене, и о сходстве никто пока не догадывался. Иван смотрелся неплохо, но занял всего лишь 13 место.
Запомнился и 12-летний мальчик Жан-Жак Бертолай, представлявший Монако. Это был самый юный участник фестиваля за всю его историю. Он спел милую детскую песенку «Мама, мама» о том, как хорош его возраст, выходить из которого, то бишь, взрослеть, совсем не хочется. Но это в песне. В жизни все суровее. И Жан-Жак повзрослел. И не стал связывать свою жизнь с таким недетским занятием, как поп-сцена и бдящий за нею шоу-бизнес. Он ушел спорт, и нынче работает тренером регбийной команды во французском городе Тулоне. А песенка про маму принесла ему тогда 6 место.
Другим признаком 14-го «Евровидения» было заметное укорочение юбок певиц. Что и говорить, в мире в ту пору бушевала «сексуальная революция», проповедь безудержной любви, особенно телесной, и напор слабого пола был вполне понятен. И организаторы, пропустившие в те же 60-е годы начавшуюся рок-волну, послабление в плане демонстрации дамской привлекательности решились-таки допустить.
Одной из певиц, кого точно недооценили в Мадриде, была итальянка Ива Дзаникки. Она поделила вместе с Иваном 13-е место, хотя ее песня «Две большие белые слезы» выгодно отличалась от ряда бесцветных песен на том концерте. Но Иву та неудача не обескуражила, и она в дальнейшем прекрасно выступала как различных фестивалях, так и проявила себя на общественно-политической стезе. Нынче она – депутат Европарламента.
Ирландка Мариль Дэй, занявшая седьмое место, стала первой певицей, представлявшей свою страну на конкурсе. До этого строгая католическая республика снаряжала в поход за песнями исключительно мужчин. И Мэриль провела на сцене отличный сеанс музыкальной терапии. Что вполне понятно, ибо по профессии она ни кто иной, как врач-терапевт.
Финский дуэт «Ярко и Лаура» был очень мил. Парень с девушкой исполнили столь же милую песню «Как в те времена» в стиле тогдашнего ретро. И хотя поднялись в конкурсной таблице они не очень высоко – всего лишь на 12 место, это число вполне можно назвать счастливым для них. Вскоре после фестиваля они поженились.
А вот победа досталась сразу четырем исполнителям. Первой из «золотого» квартета на сцену вышла испанка Саломе. Платье, в котором она выступала, было украшено прядями из фарфора и весило аж 14 килограмм! При этом на сцене Саломе активно двигалась, и даже танцевала, что, в общем-то, было запрещено правилами конкурса (вот такая европейская чопорность), но певицу все же не наказали, потому что из выходивших на сцену за ней станцевали еще две исполнительницы. Чтобы избежать обвинений в пуританском рвении, было решено оставить это сценическое своеволие без последствий.
Пустилась в пляс перед строгой публикой и англичанка Лулу. Ее попсовый вальсок «Бум бам-бам», ка ки образ певицы, был яркой иллюстрацией рассказов советских пропагандистов о бездуховности буржуазной массовой культуры. Можно представить, как изгалялась над Лулу уже на следующий день вся эта прикормленная агитпропом компания!
Совсем не похожей на Лулу была певица из Нидерландов Лени Кур. Ее «Трубадур», пользуясь терминологией упомянутых выше пропагандистов, была «подлинным образцом высокой гражданской лирики». Самое интересное, что, сказав бы это, они оказались бы недалеки от истины. Кур чем-то напомнила Джоан Баэз, но с более страстным вокалом и нетипичным бардовским драйвом, которого, к слову сказать, никогда не было у наших КСП-шников. Жюри это оценило. Интересно, что Кур – дама, значительную часть жизни отдавшая духовным поискам. Она даже принимала иудаизм и продолжительное время жила в Израиле. Но потом все-таки вернулась. И в 2007 году была награждена голландским орденом Оранж-Нассау.
И четвертой певицей, разделившей победу, стала француженка Фрида Боккара. Она исполнила прекрасно поставленным голосом песню «День ребенка». Исполнительница в ту пору была вполне дружественной к странам социалистического Содружества. Приезжала на гастроли в СССР, тепло общалась с космонавтом Алексеем Леоновым, о чем оповещали народ советские газеты, с удовольствием пела на фестивале в польском Сопоте.
Надо сказать, что итоги конкурса, в котором успех сопутствовал аж четырем певцам, возмутил финнов (12 место на этом фестивале), шведов (9 место), норвежцев (16 место, последнее) и португальцев (15 место). Они почему-то решили, что победный квартет каким-то образом украл голоса их посланцев. И музчиновники этих стран объявили о бойкоте следующего конкурса. Вот такую цену пришлось заплатить «Евровидению» за начало эры раскрепощения.





Саломе - в том самом "фарфоровом" 14-килограммовом платье
Tags: Евровидение, Ива Дзаникки, Лулу, Саломе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment