Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Categories:

Не все «Книгочеи» - «Мастера»

На сайте «Книгочей» устроили голосование на тему главного русского романа ХХ столетия.

http://www.knigochei.ru/russian_novel_XX.html

Список, конечно, приличный, хотя и не без интеллигентских вывертов.

Лидирует в списке номинированных на звание лучшего романа минувшего века, как нетрудно догадаться, «Мастер и Маргарита». Роман неоднозначный, но интеллигенция его любит. Особенно либерально мыслящая. За якобы тонкие сюжетные перемещения во времени, за якобы глубокие исторические параллели. Я ставлю тут «якобы» потому что сам Булгаков сомневался в их глубине и тонкости. Но либеральная публика знает лучше Булгакова, получается. Потому что его мнение в расчет не принимается.

«Мастер и Маргарита» - конечно, великий роман. Но он велик в том смысле, что подвиг читателей на большие размышления, так и внес сумятицу во множество голов. Булгаков, судя по всему, понимал, что нарушил свой же принцип «не навреди» (врач как-никак), и это не давало ему покоя.

Особенно любит этот роман экзальтированная и поверхностная публика. Знаю несколько дамочек разных возрастов, восторгающихся «Мастером и Маргаритой» (чаще всего не по делу).

Интересно, что в 1987, по-моему, певец Игорь Николаев исполнил песенку «Мастер и Маргарита» - глупую, но, на мой взгляд, безобидную. С этой песней связан любопытный эпизод из моей армейской жизни. Среди моих армейских приятелей был Вилли из славного города Одесса (армия, в которой я служил, была Советской и присутствие в ней ребят с Украины было закономерным). До армии Вилли был молодым активистом одесской богемы, рисовал картины, писал стихи, пел в местной рок-группе. Правда, после армии я не слышал о его творческих подвигах. Но дело не в этом. Как-то мы заговорили о текстах наших поп-исполнителей.

  • Я не люблю Леонтьева, если честно — говорил Вилли. - Но у него есть песня с прекрасным текстом, называется «Афганский ветер» и напел первые строчки: «Не в сорок первом под Калугой, Где холм высок,

    В восьмидесятом под Кабулом - Лицом в песок.

    Не плачьте, мама, сын ваш Коля, Как все сыны,

    Был застрахован лишь от боли Былой войны...»

  • Мощный текст — произнес он. Мы помолчали. Вилли, кстати, был фанатом романа «Мастер и Маргарита». И вскоре вспомнил об этом:

  • А вот еще есть песня «Мастер и Маргарита», которую поет Николаев. Послушаешь ее — и становится ясно, что автор текста вовсе не читал романа. Настолько по своему духу песня противоположна роману.

  • Знаешь, Виля (мы все обращались к Вилли именно так), ты не поверишь, но автор песни Николаева и «Афганского ветра» - один и тот же человек. Поэт Николай Зиновьев.

Изумлению Вили не было конца. То, что человек, пишущий столь глубокие тексты, по его представлению, не мог просто написать такую пошлятину о культовом романе. Тогда мы сошлись на том, что Зиновьев написал стихи к николаевской песне ради денег.

Сегодня же можно предположить, что роман «Мастер и Маргарита» производит сильное впечатление, но только сразу после прочтения. И если эти впечатления выложить сразу на бумагу — тогда может выйти приличный текст. Но если промедлить — все. Роман явно не интеллектуальное вино своего рода — чем больше проходит времени с момента прочтения, тем меньше путных мыслей останется на бумаге. Именно за эту сиюминутность восприятия роман любят дамы, для которых такие впечатления являются главными по жизни. Именно за это роман и любят либералы. У них главное — иллюзия глубины текста, действия, высказывания.

И понятен успех романа сегодня. Нынче куда важнее создать иллюзию глубины и вообще иллюзию действия, само действие уже не столь важно. И сегодня также ценится сиюминутность впечатления, но не его действенность, а также проекция действия или мысли на будущее.

Именно поэтому «Мастера и Маргариту» ценят мистики, оккультисты и тому подобная публика. Найти смысл в пустоте, вытащить идею из ничего — вот их ключевой принцип. Неважно, что в этой пустоте ничего такого нет. Это вам кажется, что его нет, говорят мистики и оккультисты. На самом деле, там все это есть, просто вы не понимаете, или не владеете техникой восприятия «оттуда». Но за определенную плату мы научим этим методикам. Дальше — вы поняли.

Однако, я не мажу всех мистиков одной краской. Даром, что черный цвет у них ключевой. Иногда у искренних и одержимых людей копание в пустоте дает неплохие результаты. Они порой пишут любопытные интригующие книги. В качестве примера могу привести Серегу Бузиновского, написавшего вместе с супругой ряд книг, в том числе одну из них с символическим названием «Тайна Воланда». Есть и другие примеры, но о них как-нибудь в другой раз.

Вот на такие мысли натолкнули меня результаты голосования, пусть даже еще не окончательные. Вряд ли другой роман сместит с лидерской позиции «Мастера и Маргариту». Увы, те, кто интересуется современной литературой, в большинстве своем слишком предсказуемы. И оттого уровень их «плодоносности» (творческой, разумеется) регулярно снижается. Литература любит проникновение в тайну, а не имитацию его.

Что касается меня, я отдал свой голос за роман Алексея Толстого «Хождение по мукам». Мой товарищ писатель Захар Прилепин — за «Пирамиду» Леонида Леонова.


Примерно такое издание великого романа Алексея Толстого находится в моей библиотеке. 

Tags: Литература, Прилепин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments