Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Categories:

Автожир – транспортное средство будущего. Насколько это так? обсуждение

Оригинал взят у krupnov в Автожир – транспортное средство будущего. Насколько это так? обсуждение
Хороший материал Александра Палагина - ниже. Интересно было бы выслушать мнение экспертов в сфере эксплуатации и конструирования летательных аппаратов.
Есть ли более перспективные в России и мире автожиры? другие сверхмалые и дешёвые частные "самолётики" для авиатизации страны и мира, 100 тыс малых самолётов в России до 2025 года?

Оригинал взят у alex_palagin в Автожир – транспортное средство будущего

В современном мире люди все больше начинают ломать голову над транспортным средством ближайшего и отдаленного будущего. Понятно, что еще несколько десятилетий автомобили будут продолжать оставаться основным видом транспорта. Но как будет складываться развитие транспорта дальше? Пересядет ли человек на новое транспортное средство, которое будет передвигаться с большой скоростью, не будет знать проблему пробок, а его цена лишь немного превышать стоимость  дорогого джипа?

Все знают о наиболее распространенных летательных аппаратах, таких как самолет и вертолет. Многие даже знают про дельтаплан или параплан. Однако один из наиболее безопасных, экономичных и простых средств передвижения по воздуху, который в ближайшем будущем может составить прямую конкуренцию автомобилю по-прежнему остается "за кадром". Речь пойдет об автожире.

Название "автожир" произошло от греческих слов "автос" - сам и "жирос" - круг. Автожир (другие названия: гироплан, ротоплан и гирокоптер) является винтокрылым летательным аппаратом, внешне похожим на вертолет, как и последний, он имеет несущий винт для создания подъемной силы. Но, в отличие от последнего, несущий винт является свободновращающимся. Подъемная сила автожира создается за счет авторотации винта под действием аэродинамических сил. Авторотация — режим вращения воздушного винта летательного аппарата или турбины двигателя, при котором энергия, необходимая для вращения, отбирается от набегающего на винт потока. Кроме того, автожиры, как и самолеты времен поршневой авиации, имеют тянущий или толкающий пропеллер. Этот маршевый винт и сообщает автожиру горизонтальную скорость.

В двух словах автожир – это летательный аппарат, легкий в управлении, которой позволяет пилоту совершать перелеты на дальность 500-600 км со скоростью 150-200 км/ч. Сейчас это транспортное средство все больше набирает популярность, а перспективные образцы проектируются и производятся во многих странах мира, в том числе и в России.

Из истории автожира

Родоначальником автожиров в 1919 году стал испанский изобретатель-инженер Хуан де ла Сиевра. 9 января 1923 года, его первый, сделанный кустарно, автожир C-4 совершил первый полет. Спустя пять лет, ярый поклонник самолётов американец Хэролд Питкэрн купивший новую модель гирокоптера, усовершенствованную тем же Де Ла Сиерва, был настолько впечатлён ею, что в 1929 году основал компанию Pitcairn-Cierva Autogiro Company. Питкэрн оформил лицензию, и его гирокоптеры стали пользоваться сумасшедшей популярностью. А уже в 1931 году легендарный американский авиатор Амелия Эрхарт подняла машину Питкэрна на рекордную высоту в 5.615 метров.

Хотя теория автожиров активно развивалась в 1930-е годы, интерес к данной технологии быстро упал практически до нулевого, с момента изобретения вертолетов. Разработки новых моделей были прекращены.  Решающим фактором увеличения спроса на вертолеты, не смотря на невероятную стоимость самого аппаратов, являющихся к тому же, очень дорогими в эксплуатации, увел автожиры в тень, за счет того, что вертолеты могут "зависать" в воздухе, что принципиально не позволяют конструктивные особенности любого автожира. Но в 50-60е годы  автожиры снова появляются на рынке летательных аппаратов, благодаря Игорю Бенсену (США), который активно пропогандировал автожиры собственной конструкции. Его аппараты являлись одноместными и продавались в виде конструктора для самостоятельной сборки. Именно их доступность по цене достаточно широкому кругу общественности сделала их вновь популярным средством передвижения по воздуху. В то же время, в Канаде получили сертификаты три новых модели двухместных автожиров с прыжковым взлетом:

Первым советским автожиром был КаСкр-1 "Красный инженер", разработанный Н. И. Камовым и Н. К. Скржинским. Первый полет датирован 25 сентября 1929 года. Пилотом данного аппарата был И. В. Михеев, а в задней кабине находился его создатель Н. И. Камов. Однако послевоенное время и с появлением вертолетов эти разработки прекратились.

В XXI веке к разработкам этого летательного аппарата вновь вернулись. Главная причина – те преимущества автожира, которые становятся особенно актуальными в наши дни. Скорость автожира сравнима со скоростью лёгкого вертолёта и несколько уступает лёгкому самолёту. По расходу топлива они уступают и самолётам, и вертолётам, но техническая себестоимость лётного часа автожира в несколько раз меньше, чем у вертолёта, благодаря отсутствию сложной трансмиссии. Типичные автожиры летают со скоростью до 180 км/ч (рекорд 207,7 км/ч), а расход топлива составляет 15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. Таким образом, по скорости и экономичности автожир напоминает автомобиль, с той разницей, что не застревает в пробках. Так же, в отличие от самолета, автожир может летать не только на высоких скоростях, но снижать свою скорость до 30 км в час, а некоторые автожиры обладают способностью и летать назад.

Кроме того если мотор автожира откажет, машина за счёт авторотации сможет безопасно приземлиться. Многим опытным пилотам вертолетов доводилось садить свои машины в режиме авторотации, но, в случае с вертолетом,  это возможно только на большой высоте, если высота недостаточна - катастрофа неизбежна. Даже порывистый боковой ветер, вынуждающий пилота прервать посадку и зайти на второй круг, ни в коем случае не нанесёт ущерб безопасности посадки. А внезапное одностороннее обрывание воздушного потока (штопор), которое чаще всего вызывает крушения самолётов, не заставит машину выйти из-под контроля. Таким образом, автожир также имеет существенное преимущество перед другими типами лёгких летательных аппаратов: на нём можно летать даже в сильный (до 20 м/с) ветер.

Ещё одним их преимуществом является широкий обзор и гораздо меньшая, чем в вертолётах, вибрация, что делает их очень удобными для аэрофотосъёмок, видеосъёмок и наблюдения.

Автожир А-002М

Одной из самых удачных отечественных разработок летательных аппаратов такого класса стал автожир «Иркута» А-002М. Свой первый полет он совершил в далеком 1999 году. С тех пор машину постоянно совершенствовали. Сейчас этот аппарат заканчивает летные испытания. При этом машина получилась многофункциональной.

При небольших изменениях комплектации А-002М может производить контроль коммуникаций, аэрофотосъемку, доставлять грузы и пассажиров в труднодоступные районы или применяться для начального обучения летчиков.

В настоящее время в разной степени готовности находятся две версии автожира: пилотируемая пассажирская и пилотируемый автожир-разведчик, оснащенный оптической системой наблюдения и аппаратурой передачи сигнала на землю. В перспективе в «Иркуте» собираются сделать и беспилотный вариант А-002М, предназначенный для целей наблюдения.

Для избежания традиционных проблем для всех автожиров – низкая эффективность силовой установки – инженеры Иркута отказались от авиационного двигателя и избрали специально доработанный автомобильный. Такой двигатель на 210 лошадиных сил способен давать необходимую мощность и в то же время потреблять сравнительно немного топлива, которое к тому же относительно дешево – А-002М «ест» бензин АИ-98. На одной заправке в 150 литров автожир может пролететь до 430 километров. Скорость полета А-002М лежит в пределах от 40 до 200 километров в час. Таким образом, конструкторам корпорации «Иркут» удалось довольно оригинально решить топливную проблему малыми силами, пусть даже и, не исправив врожденные недостатки самой концепции автожира.

Главное же преимущество этого автожира в его минимальных инфраструктурных запросах. Такой аппарат может взлетать и садиться на площадки ограниченных размеров, садиться с неработающим двигателем, не сваливаться в штопор и не попадать в т.н. вихревое кольцо и так далее. И нельзя сказать, что все эти плюсы конструкции являются сугубо «лабораторными». К примеру, посадка на ограниченной площадке может помочь при проведении поисково-спасательных операций, а сравнительно небольшая стоимость автожира позволит соответствующей структуре закупить больше такой техники и, как следствие, «перекрыть» больший район поиска.

Длина разбега – 5-30 метров, что соизмеримо с размерами самого аппарата. Полезная нагрузка – 3 человека, включая пилота. Дальность полета – 500 км. Скорость от 40 -200 км/ч.  Стоимость такого автожира – 150 тыс. долл.

Также Автожир прост в управлении и нечувствителен к атмосферной турбулентности. Этот аппарат может останавливаться в воздухе и разворачиваться с радиусом, соизмеримым с размером самого аппарата. На автожире можно производить энергичные разгоны и торможения в воздухе, можно использовать его в условиях горной и лесистой местности при отсутствии аэродромов. Автожир позволяет легко производить точечные посадки на неподготовленные площадки в случае отказа двигателя.

Сейчас на Иркутском авиационном производственном объединении создан задел для серийного производства автожира А-002М. В этом году планируется завершить испытания аппарата и, наконец, получить сертификат летной годности, который авиаторы пытаются заполучить вот уже на протяжении 5 лет. Если все пройдет успешно, российские авиалюбители получат возможность заполучить не просто дешевый летательный аппарат, а транспортное средство будущего.  




Tags: Крупнов, прорыв в будущее, развитие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments