Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Моя десятка женских образов кино

Оригинал взят у genosse_uв Моя десятка женских образов кино
русалка Ухия


Дисциплинированно продолжим, доведя список до конца. Пишу, как обычно, в том порядке, как вспомнил; начало, напоминаю, здесь:

Сигурни Уивер — Чужой. Гуляй-город


«— Вы похожи на «гуляй-город».
— Это что еще? — сердито спросила она. Кутузов любезно объяснил:
— Сооружение, которое в старину употребляли для осады городов.
Марина, шевеля густыми бровями, подумала, вспомнила что-то и, покраснев, ответила:
— Очень грубо».

Этот диалог из бессмертного романа «Жизнь Клима Самгина» не могу не вспоминать каждый раз, просматривая бессмертную квадрологию. Ну и приевшееся некрасовское «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Вот вам, пожалуйста, даже не конь и изба, но Чужой и космический корабль, ни больше ни меньше как. Так что не только в русских селеньях бывают такие женщины. Что очень важно: перед нами не просто гуляй-город и вовсе не здоровенный мужиковатый боевой бабец, боевик без писюна, но сильная личность со всеми женскими слабостями, кудряшки присутствуют. Женщина остаётся женщиной, распатронив самых отъявленных монстров космоса! Разумеется, она из породы тех дам, решительных, боевых и бескомпромиссных, которые должны вызывать восторг у своих товарок. Такая тётя не даст советов в духе женского журнала, она крушит окружающее куда задорнее и искромётнее надувного Рэмбо. Мне кажется, угнетённых женщин Востока и Запада этот образ должен радовать даже больше, чем нас, мужчин.

Джоди Фостер — Молчание ягнят. Девушка интеллигента


Тот не самый типичный случай, когда «Оскар» не указывает на достижения в области банального. Подробно я писал о её роли здесь: http://genosse-u.livejournal.com/293201.html, так что расписываться особо не буду. Добавлю только, что в последний раз созерцая фильм, задумался о характерной холодности справедливой девочки Клариссы. Немаловажная, знаковая и интересная деталь: добро её с холоду, отстранённое, и сам инфернальный доктор, капризник, проказник и пижон, гораздо более эмоциональный тип, со своими характерными привязанностями и отвращениями, симпатиями и антипатиями.

Наталья Гусева — Гостья из будущего, которое так и не наступило


Вот ещё один выдающийся ребёнок, сделавший культовым заурядный советский трэш. Особо и не играя, малютка навсегда запала в душу взрослым и детям времён предперестроечного упадка. Надо сказать, будущее в «Гостье из будущего» тоже упадочное, немаскируемо убогое, сирое и сырое, с роботом-долбоёбом, корявыми космолётами из фанеры и вялыми инопланетянами, оклеенными фольгой, такими скучными, словно бы не с Альфы Центавра явились оне, а с бардовской совковой кухни. Будущее глазами очень ограниченного и малограмотного позднесоветского мастера культуры, уже угасающий и потому фальшивый коммунистический пафос в его изображении только отвращает. А девочка поднимает планку, и как поднимает! «Глазищи во, и смотрит не по-нашему», — точно определяет её толстый школьник, один из персонажей фильма. Ненашенский, воистину ненашеский у девочки взгляд — взгляд человека, причастного тайне. Помните, у Блока? Причастный тайне, плакал ребёнок... Глазищи Алисы Селезнёвой, очи синие, бездонные, как у Блока же на дальнем берегу, спасают среднебездарный, унылый и затянутый, фильм, вытягивают его на метафизический уровень, они, в отличие от самой Алисы в сцене прощания с глупыми школьниками — самой пронзительной и лучшей в фильме — не лгут. В этих чудесных, исполненных футуристического сплина глазищах, несмотря на песню про прекрасное далёко и внешнюю бесстрастность, малоподвижное куклоподобие героини, читается печальное и сбывшееся пророчество о том, что будущее мы просрём. Так и есть, сами того не заметив, мы убили его, но будущее, настоящее, великолепное будущее, будущее, о котором не блеял вам Гребенщиков, оно всё-таки было! «Я не расскажу вам, товарищи, что коммунизм никогда не наступит, и прекрасное далёко будет к вам жестоко, впрочем, по вашей же вине, и вообще меня нет, нет даже представленных в данном b-movie дебильных картонных декораций будущего, а уж тем более нет и глупых вас», — вот что зашифровано в недетски грустном взгляде девочки из несбывшейся эры. Фаны — их много, они большие уже дяди и тёти — смотрят на всё это, с ужасом понимая, что потаённая возможность коммунизма, эксклюзивного земного рая — она таки существовала тогда, в странные времена корявых совков, надоедливых пионеров, убогих фильмов, автоматов с газировкой, кефира в стеклянных бутылках, погонь за жвачкой, примитивного цинизма и пещерного идеализма, будущее еле-еле, но дышало уже, тянулось к небу, хилое и прозрачное, едва заметными неокрепшими ростками, отражаясь в синих глазах девочки-загадки Наташи Гусевой, принёсшей пророчество, и будущая смерть будущего от наших рук и ног отражалась там же, а мы раскрыли тайну этих глаз только сейчас, только сейчас, но поздно, поздно, будущее никогда не наступит, пионеры сорвали галстуки, в супермаркетах полиэтиленовые пакеты, а на улицах джипы и бомжи, и недвижим, спокойный, мертвец в Мавзолее, и мы прокляты, прокляты, оправдания же нам нет — никому.

Елена Майорова — Возвращение броненосца. С гибельным восторгом


Сильная, темпераментная актриса с трагической судьбой. Запомнившийся персонаж — Верка из «Возвращения», фихтивная жена красного конника Герца, разбитная, развратная и грубая деваха, весело, кувырком катящаяся под откос. Сочно и достоверно, с лёгкостью небывалой, сыграна бесстыжая весёлость эта, при ближайшем рассмотрении оказывающаяся обречённостью, господа, именно так, обречённостью. Тяга к явлениям высшего порядка и экзистенциальный ужас существования, каким бы разухабистым оно ни было (чаще всего даже чем разухабистей, тем ужасней) — если две этих штучки вдруг отыскались-прозвенели в вас, избавиться от них уже никогда не получится, будь вы даже Верка с одесского двора. Замечателен эпизод, когда она, расфуфыренная, запыхавшаяся после пошлого еврейского танца, едва слышно, с мольбой, обращается к своему фиктивному экс: «mein vogel, возьми меня обратно! Возьми, а?» — а тот, запакованный во френч, будёновку, бороду и и пенсне, едва качает головой отрицательно. Конечно, такой, как Майорова, должно было быть тесно в гнусном российском кинематографе девяностых, мелкотравчатые роли тогдашние не по её размаху были, дикому и гибельному. В «Мелком бесе» тоже хороша она, шустрая, всезнающая и безжалостно хохотливая, как ворона. Какой талантище был, ни на какой другой не похожий! Царствие небесное.

Роми Шнайдер — Людвиг. Разрушительница воздушных замков


Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно, восклицал поэт. Если воздушные замки воздвигают, значит, кому-то нужно их разрушить. В жизни каждого мало-мальски стоящего мужчины появляются воздушные замки, появляются и женщины, чьё призвание — разрушить эти замки до основанья. Получается ли у них что-то, это другой вопрос. Роми Шнайдер в «Людвиге» сыграла ни много ни мало императрицу, разрушающую воздушные замки короля, и отлично сыграла. Слова «императрица» и «король» мы можем здесь употреблять без иронии и скидки на человеческую приземлённость, заглавные персонажи действительно императрица и король в первозданном, сказочном смысле. «Такие правители, как мы, в истории не оставляют следа», — заявляет она ему поэтому, мудрая, зная, что история делается грубыми руками, и рожи делателей её, добровольных и недобровольных, куда звероподобней, чем лики августейших мечтателей. Кстати, сама Роми Шнайдер отнюдь не красавица, ассиметричная, широкоглазая, но как же утонченно играет она сдержанное достоинство царственной красоты, обременённой тяготами власти, которая на деле и не власть вовсе. Чувство их с Людвигом, лунное, двусмысленное — с её стороны чувство ли, или просто жалостливая симпатия? — исключительно искусно и тонко оно показано, мастерскими штрихами, среди которых ни одного лишнего... Это, конечно, заслуга режиссёра, ношеного и искусного педераста, который, впрочем, не удержался, чтобы не вставить свою эту педерастию в картину. Никаким пэдэ наш добрый король Людвиг не был, он был девственным и самозабвенным романтиком! Это, впрочем, претензия не к Роми, Роми безупречна. Её королева с двусмысленным для нашего уха именем Сиси и есть идеальная роковая женщина на пути романтика, не банальная одноклеточная индюшка, но трепетное дитя заката с усталою душой, неотделимое от жизни здесь и теперь, и не утащить ему, заросшему и гнилозубому, её в свой утлый грот с разузоренных ковровых дорожек.

Дописал и прочитал в интернете, что актрисой года признана сыгравшая пошлую женщину-железо Тэтчер не менее пошлая женщина-мерин Стрип. Нет, уж лучше читайте вы Товарища У.

Tags: кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Памятные даты. 7 марта

    1894 г. – родился Сергей Лазо, революционер, участник Гражданской войны и установления Советской власти на Дальнем Востоке. Сожжён японцами в…

  • Памятные даты. 6 марта

    1925 г. – Начало выхода газеты «Пионерская правда». - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗУБНОГО ВРАЧА. - 1918 г. – В ысадкой английской пехоты с линкора…

  • Памятные даты. 5 марта

    1953 г . – День смерти И.В. Сталина, профессионального революционера, советского политического, государственного, военного и партийного деятеля.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments