Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Category:

Птюч-православие, или немного о православном интелектуализме

Оригинал взят у holmogor в Птюч-православие, или немного о православном интелектуализме

Оказывается выставка "Духовная брань" - это в плане идеологического обеспечения мои старые знакомые - Роман Багдасаров, Голышев, где-то там же рядом чета Бражниковых...

Ну про Голышева у меня никогда иллюзий не было, но что Багдасаров и Бражниковы настолько не верят, на самом деле, в Бога, а верят в постмодерн - это все-таки шокирующая новость.

Как-то я надеялся, что у этого безумия есть граница. Оказалось, что нет.

И порождающая причина подобных явлений, к сожалению, понятна.

Начинается все с птюч-православия. С православненьких заигрываниий с "современной культурой".

При этом напрямую забывается о том, что "современное искусство" (и изобразительное, и словесное) - это, прежде всего, совокупность техник посягательства на святыню.

"Современное искусство" - это иеромахия.

И в этом смысле Гельман и пусси - это, конечно, аутентичное выражение "современного искусства". В рамках своей парадигмы они "в законе".

А вот православные, которые пытаются совместить православие и "современное искусство" по сути пытаются создать "православную технику глумления над святыней" - задача совершенно шизофреническая.

Но она, конечно, затягивает тонких интеллектуалов, не наделенных, при этом, большим умом.

Тонкость и величина ума - это очень существенное различие - тонкость ума состоит в том, чтобы стремиться решить любую самую сложную и абсурдную задачу.

Человек с тонким умом подобен собаке Павлова - когда зажигается лампочка задачи у него в качестве рефлекса выделяется мысль, он пытается эту задачу решить.

Но только наличие большого ума позволяет человеку понять, что есть некоторые задачи, которые не решаемы, что уже начало решения этих задач - ловушка.

"Православное глумление над святыней" - это ловушка для людей тонкого, но не большого ума в которую свалились, как вижу, многие.

И сваливается еще больше. Сейчас, я вижу, очередной круг - массовое восхваление "Орды" Прошкина - фильма имеющего ровно один посыл, - разрушить предание об исцелении святителем Алексием царицы Тайдулы. Разрушить без всяких на то источниковедческих и религиозных оснований. Просто потому что "чудес не бывает, в жизни все сложно и вообще нефиг". Задача, как я понимаю, решена отменно хорошо и даже очень умные мои знакомые этот фильм очень хвалят.

И здесь перед нами очень простая дилемма - вера философов или вера монахов, вера горожан или вера крестьян.

Последние десятилетия в русском богословии прошли под знаменем антиантинтеллектуализма. Мол, "вера простого народа - это миф", а в современном мире по настоящему верить может только интеллектуал - построение вроде бы убедительное, настолько убедительное, что оно, одно время, мне представлялось верным.

Но по плодам их узнаете их.

"Современное искусство" как эстетическая и магически-ритуальная суть всего современного дискурса, как эманация духа века сего, пришло одев балаклавы и совершило магический ритуал поверх православной святыни. И "православные интеллектуалы" отреклись от веры, от Церкви и от святыни и встали на сторону своих подлинных святынь и пророков.

А затем и начали изображать их на иконах.

Вылезло хлыстовство, на пике исступления переходящее в умственное и нравственное скопчество.

Их "христос" - Верзилов, а Толокно - "богородица".

Значит ли это, что единственная защита мысли и веры от этого безумия - Света из Иваново, показывающая казакам крестик?

В общем нет. Как там - театр актуальности и изысканности, так тут театр простоты.

В эпоху театра простая вера простого человека и в самом деле довольно беззащитна, поскольку не поддерживается ни тысячелетней толщей традиции, ни экстазом истинного пророчества.

Чтобы простая вера имела шансы в борьбе с птюч-православием ей необходимы вожди-интеллектуалы. Но только это должен быть совершенно особый тип интеллектуалов - люди, которым удалось расширить и укрепить свой ум до достижения _простой и ясной веры_.

Всё строго по Паскалю: "Я много думал и изучал, и поэтому моя вера стала столь же искренней, как вера бретонского крестьянина. Но если бы я изучал и думал еще больше, то моя вера стала бы такой же, как у бретонской крестьянки".

Вот надо понимать, что сегодня веры крестьянина - недостаточно. Нужна вера крестьянки.

Не театрализация "простой веры" (скрывающая неверие и мнимую эзотерику), не демонстративное опрощенчество, а именно достигнутая длительным размышлением и упражнением ума простота в сердцевине ума.

Такой кругооборот мысли, при котором все начинается с простой веры, переходит через мириады сложнейших и тончайших умственных сосудов, и заканчивается столь же простой верой способной на простые и ясные решения.

Я бы сказал детские и материнские решения. Ребенок всегда будет любить свою мать. Мать всегда будет защищать свое дитя.

В наших отношениях с Церковью и Богом сегодня допустима только такая же степень ясности.


Tags: Холмогоров, православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Настольная игра для прокурора

    В либеральном журнале New Times №1 за 2007 год была опубликована "игра для прокурора" с фишками и кубиком. Ясное дело, журнал имел в виду…

  • Памятные даты. 1 августа

    1947 г. – Создан Ливадийский ремонтно-судостроительный завод в ПК. - 1770 г. – русская армия генерала П. Румянцева одержала победу над…

  • Как десять лет назад националисты шли во власть

    В 31-м номере газеты «Наша версия» за 2011 год был опубликован материал, в котором сквозило беспокойство о проникновении националистов во власть с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments