Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Отличный текст Владимира Марочкина!

Оригинал взят у marochkin в по страницам "Книжного обозрения"
…Или смерть русского рока

Размышления над книгой Бориса Гребенщикова "Аэростат. Книга четвертая: Кто Все Эти Люди?"

Первая мысль, которая приходит в голову, когда открываешь очередную воздухоплавательную книгу Бориса Гребенщикова, такова: почему в списке мировых звезд рока отсутствуют российские музыканты? Ведь мы – Великая страна, победившая фашизм и запустившая первого человека в Космос! Неужели мы оказались не в состоянии справиться с модными ритмами? Не верю.
Но по порядку…

Не прав тот, кто утверждает, что русский рок появился в 80-х. Нет, родина русского рока – 60-е. Как только наши первые исполнители рока и биг-бита запели по-русски, тут же дала знать о себе Память крови, и национальные мелодические ходы проникли в новую музыку. Самые продвинутые рокеры двинулись по дороге экспериментов с фольклорным звучанием и попытались соединить рок с традиционным русским народным мелосом и классической русской поэзией.

Отличительная особенность 60-х состояла в том, что рок существовал у нас как бы в двух ипостасях: официальные исполнители и любительские группы двигались в едином потоке, дополняя друг друга. И те, и другие создавали вполне конкурентно способную продукцию, о чем говорит, например, тот факт, что в 2008 году «Вокализ» композитора А.Островского в исполнении Эдуарда Хиля неожиданно обрел мировую популярность, а сам певец получил множество предложений на гастроли. Вполне вероятно, что и в 1967 году, а именно тогда была сочинена эта композиция, она могла стать мировым хитом. Тогда русский рок мог стать одним из лидеров мировой музыки. И если бы рокеры из России покорили бы западные хит-парады, то геополитическая ситуация в мире стала бы совсем иной.

Неправильно также говорить, что мы не смогли создать свой собственный стиль рок-музыки. Такой стиль есть – это уникальный саунд советских вокально-инструментальных ансамблей, ставший доминантой 70-х. Его отец – биг-бит. А мать - традиционная мелодика русской народной песни. В дальнейшем этот стиль взрослел, мужал и видоизменялся, вбирая в себя ритмы джаз-рока, хард-рока и диско. Но одно его качество оставалось во все времена неизменным: российские национальные интонации.

Это действительно был уникальный стиль, что подтверждает, например, успех ВИА «Песняры» в Америке. В ходе турне 1976 года наши музыканты получили приглашение выступить на Рождественских концертах в Лас-Вегасе. В тех же концертах должны были участвовать Фрэнк Синатра, Пол Маккартни и другие западные суперзвезды. Более престижного выступления представить было невозможно, но из Москвы пришел категорический отказ. Следующая поездка «Песняров» в Америку, предпринятая в сентябре 1977 года, была остановлена чиновниками Минкультуры в самый разгар аншлаговых концертов в Лос-Анжелесе. Не смотря на миллионные убытки, наши музыканты были в спешном порядке «эвакуированы» в Москву.

Все это навевает некоторые подозрения. Казалось бы, любые успехи нашей музыки за рубежом должны были подниматься на щит Кремлевской пропаганды, идеологи всех уровней должны были кричать о том, что и в рок-н-ролле коммунистическая идея круче всех «элвисов» и «битлов». Кроме того, исходя из идеологических соображений, нащупав трещинку в обороне «врага», нужно было подтаскивать сюда средства для нанесения более мощного удара, выделять нефтедоллары, подключать агентуру спецслужб, снаряжать умелых продюсеров. Но ничего этого не произошло. Почему?

Ответ обычно бывает прост: наши руководители ни фига не понимали ни в музыке, ни в политической стратегии. С этим утверждением нельзя не согласиться, но на самом деле, как мне представляется, все было гораздо сложнее. Недаром ходят неясные слухи о том, что кто-то из высокопоставленных советских чиновников получил взятку за то, чтобы наших рок-музыкантов не выпуска в капиталистические страны, дабы те не мешались под ногами у западного шоу-бизнеса.

Фактически получилось так, что пресловутый «железный занавес» не столько отгораживал нас от иностранной информации, сколько не допускал наших артистов до западного слушателя. Это все очень понятно, ведь шоу-бизнес по прибыльности занимает третье место после торговли оружием и наркотиками, и с нами делиться прибылью никто просто так не собирался.

В середине 70-х в нашем обществе начались странные разговоры о том, что отечественная рок-музыка является вторичной по отношению к западной. Но так говорить – себя не уважать. Поэтому логично предположить, что подобные разговоры вели не глупцы, а самые настоящие агенты влияния. Для чего это делалось? Для того, чтобы создать в людях ложное чувство собственной неполноценности.

В конце 70-х, когда стиль ВИА стал массовой музыкой, из состава вокально-инструментальных ансамблей выделились люди, которые начали создавать рок-составы. Так на свет появились ансамбли «Круиз», «Аракс», «Круг», «Карнавал», «Рок-ателье» и другие. Это был настоящий русский рок, очень профессионально исполненный. Из сегодняшнего дня видно, что многие из этих групп шли на острие современной музыкальной мысли и при определенных счастливых условиях могли стать хит-мейкерами на мировой рок-сцене. Однако им не дали пробиться на мировой Олимп: в 1984 году Минкульт устроил настоящую охоту на профессиональные рок-составы, в итоге все они были уничтожены, причем некоторые музыканты оказались не просто лишены возможности заниматься любимым делом, но и испытали на себе все «прелести» содержания в тюремной камере.

В середине 80-х от русского рока остался только андеграунд, лидером которого стал Борис Гребенщиков, парень талантливый, но не мастеровитый (что он, к сожалению, и доказал, когда в конце 80-х в Америке провалился его проект «Radio Silense»). Кроме того, многие из музыкантов андеграунда были воспитаны в мыслях о собственной вторичности и неполноценности. Об этом сообщает сам Гребенщиков в «Правдивой биографии «Аквариума». Это был явный откат с завоеванных позиций. Именно этот откат и привел к поражению нашей страны в операции «Перестройка».
Но неужели все так мрачно?

В конце 80-х годов несколько советских хэви-металлических групп - «Мастер», «Круиз», «Шах» - достаточно успешно представляли страну на западной рок-сцене, выпуская пластинки и собирая аншлаги на концертах. В 90-х уже фолк-роковые исполнители Инна Желанная и Альберт Кувезин привлекают пристальное внимание зарубежной публике. Однако на Родине их успехи старались не замечать.

Почему? Да все очень просто: охота на русский рок продолжается…

Tags: Гребенщиков, Марочкин, русский рок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments