Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Category:

Интервью о евразийском пути России

Евразийская идеология и поиски «третьего пути» развития России: региональные особенности на Алтае

 

Евразийство сегодня, безусловно, является одна из центральных в российском экспертном сообществе. О нем спорят, его исследуют, его стремятся соотнести с нынешней реальностью. Поэтому разработка и реализация крупных социологических проектов, посвященных евразийству, вполне логичны и понятны. О таком проекте, различных аспектах евразийской идеологии, мы поговорили с профессором Святославом Григорьевым*, научным руководителем международного проекта «Евразийская идеология для России и стран славянского социокультурного пространства», вице-президентом Российской социологической ассоциации, деканом-организатором факультета социального управления Горно-Алтайского госуниверситета, директором НОЦ «Культура — основа качества образования...» МФСПиК).

-       Святослав Иванович, нам известно, что вы провели первый этап исследования в России по теме «Евразийская идеология и для России и стран славянского социокультурного пространства», в том числе на Алтае — в Республике Алтай и Алтайском крае. При этом вы связываете развитие евразийской идеологии в России с проблематикой поиска «третьего пути» развития нашего общества. Чем объясняется выбор данной темы и приоритетов тематики исследования?

-       Выбор темы этого исследования был определен рядом причин. Во-первых, включением данной темы в перечень проектов, реализуемых в 2012 году Международным фондом славянской письменности и культуры, его научно-образовательным центром «Культура — основа качества образования, жизненных сил человека и общества». Во-вторых, в силу сложившейся и работающей позитивной конъюнктуры возрождения отечественной государственности (после ее разгрома в 1990-е годы) на основе провозглашенной В.В. Путиным идеологии евразийства, стимулирующей поиск нереволюционного перехода на новую модель общественного развития по «третьему пути». Предусматривается, что эта модель позволит избежать крайностей, свойственных капитализму, социализму, национализму, мультикультурализму, традиционализму, толерантности, но даст возможность национально-государственного развития при защите интересов коренных народов.

-       Это очень интересный и важный момент. Но не видится ли вам здесь идеализация нового руководства страны в «старом составе»? Ведь у руля и президентской администрации и правительства страны все те же люди — В.В. Путин и Д.А. Медведев...

-       Нет, я менее всего склонен кого-либо идеализировать. Но я по-разному отношусь к этим политикам, давно уже различаю их доминирующие ориентации, которые они в условиях возросшей еще в начале 1990-х годов зависимости России от США, «мирового правительства» демонстрируют, хотя и не очень открыто. При этом они, разумеется, понимают, что ссориться им сегодня невыгодно ни с какой точки зрения по соображениям конъюнктуры, личной карьеры и безопасности России.



-       Но вряд ли их представления о дальнейшем историческом пути страны так уж совпадает.

-       Очевидно, что отношение к евразийской идеологии и понимание концепции «третьего пути» России сегодня и в будущем у В.В. Путина и Д.А. Медведева разное. В одном случае доминирует национально-государственная стратегия под прикрытием евразийства, а в другом — либерально-рыночный подход.

-       А вообще, что говорят сегодня по поводу евразийской идеологии российские эксперты? Как эта проблематика отражается экспертным сообществом на Алтае — в Республике Алтай и Алтайском крае?

-       В целом по стране значимость и роль евразийской идеологии со стороны экспертов оценивается и дифференцируется так: «Это очень важное основание единения народов Евразии, в том числе славянских стран и России» - 23%; «Это достаточно значимое явление в сотрудничестве евроазиатских стран» - 17%; «Эта идеология может иметь и имеет на евразийском пространстве как позитивные, так и негативные результаты» - 19%; «Это относительно слабый фактор в современном общественном развитии стран Евразии, в том числе славянских стран и России» - 13%; «это весьма вредное проектно-политическое течение для стран Евразии, а также в славянском мире и в России» - 8%; «Другое» - 2%; «Трудно сказать» - 18%. Из этих данных видно, что преимущественно позитивную оценку евразийской идеологии у нас в России дают 40% экспертов, а главным образом отрицательную — 21% участников опроса, то есть, фактически вдвое меньше. Еще 19% российских экспертов дают противоречивые оценки евразийству (при 18% затруднившихся с ответом и 2% тех, кто дал свои, дополнительные характеристики значимости евразийской идеологии, которые чаще оказывались противоречивыми). Такова общая ситуация по стране, которая заметно дифференцируется по федеральным округам.

-       Как это выглядит в процентном соотношении?

-       Доля позитивных характеристик евразийской идеологии в округах распределилась так: Центральный ФО — 36%, Северо-Западный ФО — 36%, Юго-Западный ФО — 38%, Северо-Кавказский ФО — 33%, Поволжский ФО — 43%, Уральский ФО — 46%, Сибирский ФО — 49%, Дальневосточный ФО — 39%. Здесь, как видно, в позитивном восприятии евразийства лидируют Сибирский, Уральский и Поволжский округа, а замыкают эту разнонаправленную группу Центральный, Северо-Западный и Северо-Кавказский округа. Максимальное различие различие в этом показателе — 16% (Сибирский ФО — 49% и Кавказский ФО — 33%).

-       А как обстоят дела по Алтаю — Республике Алтай и Алтайскому краю? Какова здесь картина?

-       У нас на Алтае, как и в целом по Сибирскому федеральному округу, в плане позитивных экспертных оценок евразийской идеологии, картина выглядит лучше, чем в большинстве других регионов. Так, в Алтайском крае доля экспертов, давших преимущественно позитивные оценки, составила 51%, а в Республике Алтай — 52%. Это больше, чем в целом по Сибирскому ФО, соответственно на 2% и 3%. Как следствие того, на Алтае гораздо меньше тех экспертов, кто относится к евразийской идеологии критически - в Алтайском крае таких примерно 13%, а в Республике Алтай 11%. И это при средней величине данного показателя в Сибирском ФО на уровне 15%, а по России — на уровне 21%. Очевидно, что идеология евразийства на Алтае экспертным сообществом воспринимается чаще конструктивно, гораздо реже — критически, негативно...

-       Чем это можно объяснить, кроме нашей близости к Азии?

-       Да, этот фактор, конечно, играет свою роль, но не формально, а скорее автоматически. У нас есть примеры по регионам Сибирского и Дальневосточного округов, когда присутствие в составе экспертов значительного числа представителей национально-этнических групп, имеющих за пределами России свои национально-государственные образования в западных странах и на Кавказе, заметно увеличивало долю критических экспертных оценок евразийской идеологии и, соответственно, уменьшало долю позитивно настроенных по отношению к ней участников опроса.

-       А что можно сказать об отношении экспертов к концепции «третьего пути», ее взаимозависимости с отношением опрошенных к евразийской идеологии?

-       В этом плане ситуация еще более сложная, чем с оценками евразийства. Но это очень интересный и важный вопрос, который мне бы не хотелось обсуждать наспех, поверхностно. Поверьте, это самостоятельная проблема, требующая обстоятельного разговора. Могу сказать, что и сама концепция «третьего пути» и характер ее взаимосвязи с евразийством, оказались куда более разнообразными, чем это пока отражено в научной и публицистической литературе. При этом нередко само название «третий путь» при его обозначении прямо не называется. В общероссийском масштабе его его таковым обозначили (в связи с евразийской идеологией) только 10% экспертов.

-       Хорошо, мы так и сделаем — поговорим об этом в следующий раз, если вы не возражаете...

-       Разумеется, это позволит полнее осветить этот весьма глубокий и острый вопрос. А мне хотелось бы добавить некоторые моменты, которые важно знать каждому, кто познакомится с информацией по данному исследованию. Во-первых, характеристику выборки экспертного опроса по России, которая составила 327 человек — специалистов, представляющих основные отрасли производства, социальной сферы и управления, а также участников социального партнерства - государственного управления, бизнеса и общественных организаций «третьего сектора». Во-вторых, хотел бы обратить внимание, что в федеральных округах количество экспертов колебалось от 33 до 51 в зависимости от численности населения, имеющего высшее образование и занимающего рабочие места управленческого, научного и образовательного характера. В Республике Алтай было опрошено 14 экспертов, в Алтайском крае — 23. В-третьих, могу сообщить, что на втором этапе реализации проекта во второй половине 2012 года будут опубликованы его развернутые результаты по России, а также проведены опросы в Украине, Белоруссии, а на третьем этапе — в Польше и Болгарии (в течение 2013 года). Проект должен быть завершен к началу 2014 года.

-       В таком случае, хочется пожелать вам успехов в его реализации, поблагодарить вас за интересную информации и будем готовиться к новым встречам!

 

Беседу вел Евгений Берсенев 

 

*С.И. Григорьев известен на Алтае, в Сибири и не только, как социолог, создатель и многолетний руководитель Алтайской социологической школы культурвитализма, организатор крупнейшего в вузах Сибири и Дальнего Востока социологического факультета в АлтГУ, известен как руководитель Славянского общества Алтайского края, Алтайского регионального центра СО РАО, вице-губернатор Алтайского края (2004 — 2005 гг.), председатель правления МОО «Объединение социологов Сибири», главный редактор журнала «Социальные силы славянского мира ХХI века», «Образование и социальное развитие региона», его приложения «Сибирский социологический вестник». В последние годы С.И. Григорьев работал в РГСУ, МГУ им. Ломоносова, во Всероссийском центре уровня жизни, УМО по образованию в области социальной работы, УМО по социологии, социальной антропологии и организации работы с молодежью УМО классического университетского образования при Минобрнауки РФ. С.И. Григорьев — заслуженный работник высшей школы России, лауреат Государственной Премии в области образования 2006 года.



Tags: Григорьев, евразийство, социология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments