Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Из старой "Лимонки". Лимонка в конспирологию

В "Лимонке" №243 (она в ту пору  называлась "Генеральной линией") была опубликована мощная статья Леши Лапшина о конспирологии. Глубокая и краткая. Напоминаю ее.

Антиконспирология

Откуда возникла идея о том, что история общества может быть управляемой? Если брать в качестве предмета исследования европейскую традицию, то истоки конспирологии вероятно следует искать в философии Платона. В самых общих чертах Платоновская мысль сводится к утверждению первичности мира идей по отношению к миру из материальных образов. Хрестоматийный пример, иллюстрирующий эту философию - обыкновенный стол. Согласно платоновскому идеализму, никакого стола бы не существовало, если бы в некой невидимой для нас реальности не содержалось его идеи.
Мысль о принципиальной вторичности всего, что мы видим, является философской базой для любых конспирологических построений. Это же мировоззрение неизбежно приводит к мистическому обоснованию власти. Так требует внутренняя логика платоновского идеализма. Объективно существующий мир идей должен обязательно иметь свое чувственное воплощение. А если это так, то в полном материальном пространстве в любое время присутствует совершенно конкретное, но наделенное мистическим ореолом инстанция, которая выступает как полноправный представитель невидимого. Из этих умозаключений вытекало, что власть напрямую связана с посвященными в тайные знания о скрытой реальности. Есть избранные посвященные составляющие элиту и есть профаны - слепое, послушное большинство. Опираясь на платоновскую философию в дальнейшем уже можно было говорить о социальных институтах и организациях, выполняющих роль поводырей человечества.
Несмотря на свою безусловную оригинальность в рамках античного мира, Платон, по сути, являлся выразителем глобальной метафизической традиции, подчиняющей конечное бесконечному. Совсем не случайно его мысль так органично вписалась в культуру Средневековья и оказала серьезное влияние на Новое Время.
Традиционное общество, существовавшее в Европе на протяжении Средних Веков, утверждало культ бесконечности. В этой системе ценностей человек рассматривался только как часть иерархически ценного - традиции, которая прибывает в бесконечности и ориентирует личность на сверхиндивидуальные задачи. Вне традиции, вне иерархии не было и человека.
Эпоха Нового Времени по-настоящему начинается со знаменитой фразы Декарта: "Я мыслю, значит я существую". Конечный субъект противопоставляет себя бесконечности и заявляет о своем праве быть. Ортодоксальные традиционалисты жестоко критикуют модерн за отказ от сверхчеловеческих ценностей и переориентацию общества на чисто социальные проблемы. Однако именно Новое Время выдвинуло на историческую арену субъекта, говорящего "нет!" тирании бесконечности. Именно модерн сделал возможным массовое появление людей, готовых действовать во имя индивидуальной и общей свободы. И, наконец, именно Новое Время подарило человечеству надежду на всемирную революцию.
С другой стороны, модернистский социум был гораздо более противоречивой системой, чем традиционное общество. Революционные проекты освобождения масс вполне уживались с представлениями о человеке как о живом автомате. Пафос субъекта, творящего историю, не избавил мир от преклонения перед иерархическим принципом "господство - подчинение". Покорное большинство отнюдь не разуверилось в легитимности государственной власти, несмотря на ее десакрализацию. В эту же эпоху исторический процесс и общество рассматривались с позиции чистого механизма. Образ управляемого личными потребностями "человека-машины" постепенно становится доминирующим.
Скорее всего, основой для развития конспирологической мысли послужило парадоксальное сочетание модернистского скептицизма и традиционалистской реакции на произошедшую переоценку ценностей. В сущности, вся конспирология держится на двух взаимоисключающих философских учениях: идеи о вторичности всего, что мы видим, и механицистском отношении к человеку как к дискретному индивидууму, живущему в строго определенном пространстве и времени. Это означает, что конспирологические модели пытаются наделить реальность метафизическим измерением и одновременно представить эту реальность в виде бессмысленного театра марионеток. На одном полюсе находятся тайные силы, посвященные в некоторую истину, на другом - безнадежные профаны, каждый шаг которых детерминирован неведомым для них планом.
Применение этой схемы характерно для любого конспиралогического сценария. Вне зависимости от того, чей разоблачался заговор: масонов, спецслужб, сионских мудрецов или клерикалов.
Во всех случаях мы обязательно сталкиваемся с противоречием между сугубо рационалистических подходом к миру, свойственным модернизму, и стремлением видеть в вещах и событиях нечто большее, чем они есть.
Конечно, конспирологические модели различаются и по уровню таланта их авторов и по степени увлекательности и оригинальности прелагаемой теории заговора. Достаточно часто чтение талантливых конспирологов может дать для истории гораздо больше, чем книги "серьезных" ученых, не говоря уже о писаниях бесчисленных коньюктурщиков. Тем не менее, суть конспирологии остается глубоко антипассионарной. В чем-то она созвучна древнегреческой концепции Рока: даже герой, бросающий вызов судьбе, не более чем кукла в руках провидения. В конспирологических сценариях роль провидения исполняют организаторы и вдохновители заговоров, на месте же героев оказываются ничего не подозревающие исполнители. Таким образом, вырисовывается картина механического, предельно детерминированного мира, в котором, однако, имеется узкая группа лиц, вынесенная за рамки исторического процесса. С точки зрения конспирологов, данная группа - не просто элита, а духовный или скорее антидуховный центр., управляющий ходом истории в соответствии со своим проектом.
Пожалуй, как раз в этом важнейшем утверждении конспирологии раскрывается ее логическая слабость. Ведь если действительно есть "невидимый центр", значит существуют и люди, чье поведение никак не зависит от тайных манипуляций. Следовательно, в человеческой природе все же содержится альтернатива принуждению, которая никогда не позволит устанавливать полный контроль над историей.
Означает ли все вышесказанное, что социальная жизнь развивается абсолютно спонтанно? Разумеется нет. На самом деле практически все мировые коллизии связаны с попытками различных сил сделать исторический процесс управляемым. Другой вопрос, почему все эти усилия рано или поздно заканчивались крахом?
Ответ здесь может быть только один: человек всегда оказывается более противоречивым и непредсказуемым существом, чем его рисовали те или иные проекты. Отсюда не следует ни позитива, ни негатива. Просто реальная суть человека никогда не бывает полностью тождественна внешним проявления. Собственно в этом и заключается причина всех неожиданных поворотов истории. Именно поэтому, какой бы контроль не пытались установить одни люди над другими, всегда будут возможны революции.
Tags: "Лимонка", Лапшин, конспирология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments