Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Из архивов. пара рецензий

Несколько лет назад я писал рецензии на разные книжки в газету "Алтайская правда". 
Недавно нашел в архиве парочку таких рецензий. 

Макисм Калашников, Юрий Крупнов «Гнев орка»

 

М.: «АСТ-Астрель», 2003.

 

Третья книга из серии «Великое противостояние» известного историка и публициста Владимира Кучеренко (он же Максим Калашников) вызывает несколько странное впечатление. В ней нет обилия фактов на грани фантастики как в «Сломанном мече империи» и «Битве за небеса». В ней нет и прежнего наступательного стиля. Зато очень много рассуждений, полемики между обеими авторами и вообще эмоций. Непонятно, что послужило такому качественному изменению – то ли ранее сдерживаемое желание Калашникова порассуждать на злобу дня, то ли привлечение к работе соавтора – научного работника Юрия Крупнова. Но участь стать бестселлером книге все же уготовлена, она проскользнет в топ-листы на волне успеха двух предыдущих.

В новой книге Калашников уделяет пристальное внимание американской программе «Единая перспектива – 2010», которая должна вывести Вооруженные силы США на качественно новый уровень, когда многие образцы оружия, кажущиеся сегодня фантастикой, станут реальностью. Например, боевые аэрокосмические соединения, которые позволят наносить удары поземным объектам из космоса, самим оставаясь неуязвимым для неприятеля.

Анализируя всю эту чудо-технику будущего, Калашников задается невольным вопросом: а против кого это янки так усиленно вооружаются? Против пресловутого международного терроризма? Звучит неубедительно. Выводы, которыми он делится с читателем, неутешительны для нас. Его пессимизм то и дело подкрепляется анализом положения дел в российской армии, которая все больше становится армией не то что вчерашнего дня, а даже позавчерашнего. 

На протяжении всей книги авторы повергают читателя в такой беспросветный пессимизм, что порой не узнаешь прежнего Калашникова-милитариста, певца русского оружия. Аналитик на сей раз в нем явно победил историка, при этом чувства взяли верх над холодным расчетом. Несмотря на это Калашников верит в великое будущее своего Отечества, он убежден, что нам предстоит стать бастионом новой цивилизации. О том, как этого достичь авторы пообещали рассказать в следующей книге «Оседлать молнию». Возможно «Гнев орка» – только прелюдия к будущей книге. Но стоило ли посвящать прелюдии четыре сотни страниц? Это вопрос. Впрочем, если читатели на него ответили утвердительно (книга входит в число лидеров продаж в книжных магазинах), то, значит, стоило. Хотя я лично не уверен.

 

Александр Проханов «Господин Гексоген»

 

М.: «Ad Marginem», 2002

 

В прошлом году прохановский «гексоген» наделал немало шума, увенчавшегося присуждением сему опусу премии «Национальный бестселлер». К автору можно по-разному относиться, особенно к его газете «Завтра», но в афористичности Александру Андреевичу не откажешь. Если бы не предвзятое отношение к нему части так называемой «богемы», критики бы давно отыскали в романе кладезь образов и афоризмов. Чего стоит хотя бы красочное сравнение креветок на блюдце с распаренными, вышедшими только что из бани маленькими женщинами. И подобных эпитетов в опусе Проханова рассыпано множество.

Что касается сюжета, то он, по-моему, не столь важен, как поток сознания автора и плетеные им словесные кружева. Генерал Белосельцев, герой многих других произведений Проханова, в очередной раз оказывается в эпицентре  опасных событий, его аналитический склад ума несокрушим, реакция безукоризненна, а душа холодна и чиста. Все, что и должно быть у стопроцентного  чекиста. При этом Белосельцев не забывает предаваться и любимому увлечению – коллекционированию бабочек. Вот такой супермен и лирик в одном флаконе. Что касается сюжетной линии романа, то она состоит в добросовестном изложении событий современной российской истории, всех ее крупных передряг и скандалов.

Напрасно малоталантливые, но чрезмерно амбициозные критики в солидных изданиях упрекали Проханова в том, что его роман не просто плох, но чудовищно плох. Проханов намеренно выходит за рамки некогда установленных норм, он не просто пишет романы, он проводит исследования и экспериментирует с эстетическими установками. И его эксперименты порой гораздо смелее и глубже, чем у законодателей современных мод в прозе. И за это, по всей видимости, он и получил «Национальный бестселлер».  

Tags: "Алтайская правда", Крупнов, Максим Калашников, Проханов, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments