Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Что писали в "Лимонке" в 2004 году об убийстве мечты

Заговор против мечты
Прочтение замечательного эссе "Смерть художественной фильмы" в одной из последних книг Лимонова (а именно - "Контрольный выстрел"), натолкнуло меня на ряд замечательных наблюдений, из которых и вытек нижепредлагаемый псевдонаучный трактат.
Сразу же после того, как я закрыл книгу, поставил ее на полку и принял горизонтальное положение, дабы предаться размышлениям, ко мне в голову зачем-то полезли сюжеты всех просмотренных доселе этих самых "художественных фильм". От "Василисы Прекрасной" и "Приключений Электроника" из раннего детства до второй (на третью меня не хватило) "Матрицы". Анализируя их все вместе, каждого в отдельности и посмеиваясь над самим собой, жутко когда-то боявшимся Змея Горыныча и пялившимся во все глаза на подвиги популярного комика Джона Рембо, камнем сбивающего вертолет, я обратил внимание на незаметную и ни кем не объявленную смерть такого жанра как "научная фантастика"
Сразу поправлюсь. Смерть даже не всего жанра, а той его части в которой "наши космические корабли бороздят просторы вселенной". Фильмов о злобных пришельцах, пытающихся захватить старушку Землю достаточно. "День независимости", "Пятый элемент", "Ловец снов" и прочее. Земля при этом, конечно же, представляется такими всемирными Соединенными Штатами. Впрочем, для контраста и смеха ради, русский тоже может пролететь экран по диагонали в валенках и ушанке поверх скафандра. Еще достаточно фантастики о клонах, киборгах и других измерениях, но, все равно уже заметно меньше чем лет десять назад. На первые места выходят супердебил молодежные комедии, производные "Американского пирога" и такие же бессмысленные экшн-прожекты: "Ангелы Чарли", "Форсаж". А вот кинопроизведения плохие и не очень, об отважных землянах, устремляющихся к далеким мирам, исчезли абсолютно.
Между тем, сей жанр был весьма популярен еще где-нибудь в середине 80-х. Обе империи штамповали фильмы на эту тему в изрядном количестве. США - понавороченней и потупей (вершиной стали "Звездные войны"). СССР - поскромней и поумней ("Через тернии - к звездам", "Туманность Андромеды"). Не отставала и мультипликация. В американских рисованных эпопеях можно просто запутаться, из советских же безусловным лидером является мультик "Тайна Третьей планеты".
Отряды писателей-фантастов (иногда действительно талантливых), мусолили колпачки авторучек и грызли ногти в поисках все новых и новых сюжетов. Были настоящие асы: Рэй Бредбери, Иван Ефремов - создавшие гремучую смесь из звездолетов, миллионов световых лет, философских и нравственных проблем. Были попроще, для средней школы - Кир Булычев. Все шло своим чередом, стучали клавиши печатных машинок, вращались бобины с кинопленкой, гримасничали актеры, граждане пялились на экраны или шуршали страницами книг в метро. Межзвездным крейсерам иногда давали имена кораблей Непобедимой Армады или адмирала Нельсона… И вдруг - как отрезало.
Киноиндустрия набирает обороты, бюджет очередного блокбастера скоро может превысить бюджет средней руки европейского государства, вроде Австрии или Бельгии, а "о скитаниях вечных и о Земле" (рассказ Рэя Бредбери) больше ничего В чем же дело, неужели иссяк зрительский спрос? Никак нет! Зрителям, по большому счету, все равно, под какую картинку жевать попкорн, но вдруг какой-нибудь особенно проникновенный момент заставит задуматься хотя бы единицы. Поэтому "хитрые евреи в Голливуде", да и на "Мосфильме", со знанием дела выполняют новый госзаказ: скрыть то, что научный прогресс завернул (или его все-таки завернули?) не туда и предсказания фантастов перестали сбываться. Скрыть то, что многим мечтам человечества не суждено сбыться.
Вспомним. То, о чем писали авторы в XIX веке, становилось явью с удивительной быстротой: атомные подлодки оставили далеко позади "Наутилус" капитана Немо, "Из пушки на Луну" - пожалуйте-с, сверхзвуковые самолеты, лазерное оружие. Казалось бы: вот-вот и зашагают люди хотя бы по Марсу.
Однако, вместо этого, в условиях тотальной диктатуры постиндустриального капитализма, наука пошла по пути максимального удовлетворения потребительского спроса и получения наибольшей экономической выгоды.
Потребительский спрос же известно каков. Тетя Дуся не желает лететь на Альдебаран. Она-то и соседние с Землей планеты не назовет, она желает самогладящий утюг. У Зои Львовны - жены банкира - есть домработница, ей утюг не нужен. Она изнывает от безделья, и ей нужен суперлатексный самотык-фаллоимитатор-двустволка с автоматической коробкой передач, доставка инкогнито и бесплатно. И вот конструкторы и инженеры фирм Philips и Siemens денно и нощно пытаются удовлетворить запросы таких вот теть. От всего этого они сами частенько сходят с ума и начинают жрать друг друга, как это произошло недавно в Германии, о чем наперебой кричали газеты и телеканалы.
А что же сам банкир, муженёк Зои Львовны? Здесь, с вашего позволения, я несколько отклонюсь от темы. Под нож миф о том, что солидный банкир-финансист, в костюме за 20000 евро, умен и высокоразвит по определению. Ни хрена подобного! На самом деле, он ни чуть не умней алкоголика дяди Коли, тёти Дусиного супруга. Разница лишь в том, что один все время думает о деньгах, а другой о водке. Талантов у банкира ничуть не больше. Если он неизвестно из чего делает деньги благодаря природному чутью паразита и умению оказаться в нужный момент в нужном месте, то дядя Коля не менее восхитителен. Вот он утром с жуткого бодуна топчется у подъезда, выставленный женой за дверь в клетчатых тапках и засаленной фуфайке. Трясет его горемычного беспощадно. Щетина, ужасный запах, люди, спеша на работу, шарахаются и качают головой. Ни копья на опопхмел. Казалось бы - надежды нет. Но не пройдет и получаса, как дядя Коля, благодаря тому же природному чутью - умению "вовремя упасть на хвоста", - будет сидеть на лавочке пьяный в лоскуты и наслаждаться жизнью. В общем, оба они одинаковые паразиты. Просто судьбы по-разному сложились, и один обманывает государство и вкладчиков, а другой мать-пенсионерку и соседей, сшибая чирики до получки, которой никогда не будет. Банкира всего лишь переоценивают, обращая внимание на внешний блеск.
Так вот вышеразвенчанный финансовый гений желает новый Роллс-Ройс с золотой парашей в багажнике и еще десятком таких же "высокотехнологических" новинок. И над этим так же корпят сотни высоких лбов в десятках автоконцернах. Между тем такой символ успеха как автомобиль - безнадежно устаревшее изобретение позапрошлого века. Ведь, несмотря на все навороты, никакой принципиальной разницы между Мерседесом и Запорожцем нет. Передвигаются на четырех колесах, строго горизонтально по похожим даже маршрутам: дом - работа, работа - баня, баня - дача. Будут вместе стоять в пробках и не перелетят даже лужи! И вот ученые вместо того, чтобы делать открытия, совершая прорывы в науке и технике, на протяжении последних десятилетий топчутся на месте, до бесконечности совершенствуя автомобили и чайники, пристраивая к сотовым телефонам ортопедические стельки, а также крылышки к чему ни попадя.
Перечислять весь этот мрак и бред, при этом иронизируя, можно до бесконечности. Вывод ясен: современному суперкапитализму и "Дисциплинарному санаторию", в котором он существует, не нужен настоящий научный прогресс, рвущийся к заоблачным вершинам и межзвездным туманностям. Пусть медленно, но верно, сраным эволюционным путем, наполняются деньгохранилища скруджей, ползут по конвейерам тонны валовых национальных продуктов. Это залог сохранения существующего положения вещей.
Система учится на своих ошибках. Америку уже однажды открывали. В итоге она заткнула Европу за пояс и всем навязывает свои порядки. Представим теперь на минутку, что где-нибудь на Земле, на космических верфях вдруг таки построят межзвездную "Санта-Марию" и новый Колумб отправится со сверхскоростной скоростью в направлении Альфа-центавры. И, чего доброго, найдет там планету с пригодными для жизни условиями, с полудикими аборигенами или вообще без них.
На планете нет министерства по налогам и сборам, Конституции и ее гаранта, ФСБ, ЦРУ, ДПС и дирекции единого заказчика. Охуеть можно! Сколько же народу, причем самого активного, доведенного до крайней степени исступления очередями ко всяким окошечкам и заполнением бланков, возжелает туда рвануть. Кто же будет паять микросхемы для компании Matsushita? А потом еще и покупать ее продукцию. Владельцы компаний разориться не желают, поэтому они выделяют миллионы и миллионы на то чтобы производились нужные только им или вообще никому, научные исследования. Системе не нужна нестабильность в экономике.
Или другая картина. Космическая эра все-таки началась. Из дальних странствий, с окраин галактики вернулись отважные капитаны Ким и Буран. Двухметрового роста, бронзовые лица: в кожу въелась межзвездная пыль и загар десятков чужих солнц. Они пару раз спасли жизнь во вселенной, разгадали все "тайны третьей планеты", притащили на гравитационном аркане опасного рецидивиста Весельчака Y. За их спинами возвышается, что-то бухтя и поскрипывая колесиками, еще более громадный восьмирукий археолог Громозека с птицей Говорун на плече. И вдруг выясняется, что по приезду из космопорта, им предстоит отчет перед каким-нибудь медузообразным "верховным главнокомандующим" любителем далматинцев. А они так не похожи на улыбчивого Юрия Гагарина, спешившего отдать честь проходимцу и тайному агенту РУХа Хрущеву. Не будут они отчитываться ни перед каким восемнадцатым приемником Вовы, не станут даже тратить заряды бластера, а переебут прикладом и отправят на звездолет - космический гальюн драить. Такие возможные конкуренты тоже никак не нужны системе.
Бесконечная уродливость и ничтожество торжествуют, и это должно быть естественным и не бросаться в глаза. Поэтому - все на борьбу с мечтой. Мечта не приносит прибыли, опасно волнует, заставляет задуматься. Размечтавшиеся скоты могут ни с того не с сего застыть на месте, перестав тянуть телегу экономического роста и жевать жвачку навязываемого потребления. Эдак все может зашататься.
И снова бесконечная и безобразная операция "Ы" - чтобы никто не догадался. Беззубая, неопасная дрянь. Очередная постановка "Трех сестер" в театре, "Секс в большем городе" по ящику и на киноэкране боевики про хороших полицейских, что, конечно, тоже фантастика, но уже совсем не научная.
Шоу должно прекратиться, умереть! Не ходите никуда, кроме революции, читайте "Лимонку".


Д-р Борменталь

http://limonka.nbp-info.com/244_article_1226839723.html
Tags: "Лимонка", кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments