Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Кино как зеркало реальности


Это подтвердила прошедшая 12 ноября в Барнауле встреча с известным российским кинорежиссером Акимом Салбиевым. 

Эта встреча задумывалась не совсем как пресс-конференция. Она запланирован гораздо шире. И во многом благодаря этому получилась неожиданной. Во время проходившего в Барнауле кинофестиваля «Сталкер» (на который Аким Алимбекович, собственно, и прибыл в Барнаул) мне не удалось попасть ни на один фильм. По причине банальной занятости на трудовом, так сказать, посту. Но на его встречу с публикой я пришел. Спасибо организатору барнаульского фестиваля Жене Семенихину. Большинство присутствовавших на ней были не журналисты, а учащиеся колледжа культуры.

И это правильно. Многие наши журналисты часто мнят себя знатоками кино, гурманами, ценителями эскюства, но на деле зачастую не смыслят ничего в кино. Они, написавшие многие тысячи строчек про кино и получившие за эти строчки гонорары, так и не поняли, из какого сора, или какой благодатной почвы, растет искусство. Настоящее искусство, а не его суррогат. Они часто думают, что дело в творческой свободе, и только предоставь ее – и художник горы свернет. Ага – вот уже 20 лет снято немало фильмов, иногда хороших, иногда крепких, но большей частью режиссеры выдавали, пардон, говно. И Аким Салбиев, похоже, думает примерно так же.

Потому что, когда я задавая ему вопрос, упомянул о том, что за последние годы были сняты порой неплохие фильмы, он спросил: «А какие фильмы можно назвать достойными?» Я назвал «Остров» Лунгина, что-то еще.. Он отметил красноречивость столь мизерного числа добротных картин. И хорошо, что на встрече с ним были будущие деятели культуры – студенты. Потому что они обязаны видеть, ощущать грань между хорошим и плохим, вкусом и безвкусицей, подлинностью и суррогатом. Если бы конференц-зал был забит журналистами – их уродливый снобизм тут же возвел бы стену отчуждения между беседующими сторонами. Они интересовались бы гражданской позицией, политикой, путинизмом, «Единой Россией», Никитой Михалковым, деньгами, интригами, но никак не собственно кино. Потому что котел, в котором они уже давно сварились, признает только потребительский подход.

Кстати, мой вопрос Салбиеву был о том, почему в российском кино так и не сформировалось устойчивой линии противодействия навязываемым потребительским ценностям и вообще идеологии разрушения? Ведь о таковых говорят сейчас едва ли не все киношники? Ведь были же в свое время антибуржуазная новая волна французского кино, плеяда левых режиссеров в Италии, «Новое немецкое кино» и др. Почему наши кинематографисты не нашли язык противодействия деструктивным тенденциям?  Почему не сформировали язык сопротивления?

«А потому что не общаются они между собой – ответил Аким Алимбекович. – Ведь как формируются обычно подобные явления? Формируется группа молодых, дерзких деятелей. Они в общении между собой формируют язык жанра, язык, которым изъясняются со зрителем. И возникает направление. А у нас те, кто делает кино, очень разрозненны и заняты какими-то своими делами. Как, скажем, общаться режиссеру фильма «Любовь-морковь» и режиссеру ленты «Как я провел этим летом»?



В этих словах Аким Салбиев, как ни странно, отразил более обширную проблему, не только киношную. По сути. Он ответил на вопрос: почему до сих пор у нас нет какой-то общенациональной идеи? Той самой идеи, которая бы скрепила народ, дала бы ему возможность решать самые большие исторические задачи. Да потому что народ, а также те, кто формулирует его мнение, разрозненны. Они не общаются между собой. Одни, скажем, сбились в какие-то парламентские партии, объединившись непонятно по какому признаку. Другие – сбиваются в создаваемые сейчас партии, непонятно для чего. Третьи – вообще никуда не сбиваются, считая все это чушью. И о чем им общаться, как? На каком языке? Для чего, наконец? 

Правда, сейчас попытки исправить положение делаются. Скажем, тот же Изборский клуб, при всей его аморфности и странности, представляется попыткой объединить умы, вызвать некую идеологическую волну. Может, и у киношников стоит ожидать чего-то подобного?

Кстати, политиков режиссер активно не любит. Его время от времени приглашают на различные телевизионные ток-шоу. «И прежде чем попасть на телевизионную площадку каждый гость программы проходит через гримерную – рассказал он. – И в гримерной нас бывает по несколько человек, в том числе и политики. И мне доводится слышать, о чем они говорят, как они изъясняются. И я могу сказать, что культура рядом не стоит с этими людьми, и в реальности это далеко не те люди, что предстают перед публикой». И в этой связи гость процитировал Бальзака, который однажды изрек: «Все великие состояния нажиты преступным путем».

Кроме того, в ходе разговора Аким Салбиев довольно тепло отзывался о советском кинематографе. Вспоминал ярчайших представителей советской культуры – Геннадия Шпаликова, Василия Шукшина, Валентина Распутина и других. Он посетовал, что фильмы из золотого фонда советского кинематографа чаще всего идут в неудобное для зрителей время, не в прайм-тайм. Вот такая редакционная политика на ведущих телеканалах…

Он вспомнил слова кого-то из великих, сказавшего, что «культура должна биться за место под солнцем каждый день». Только это не позволит ей закостенеть, оставаться животворящим и дающим тепло источником силы и духовности. И с этим точно не поспоришь. 

Tags: Аким Салбиев, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments