Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

«Школа» сопливой бедности. И уроки истерии для кинокритиков и журналистов

Похоже, наши политики, культуровэды и кинокритики, а также посредственные
пахнущие «желтизной» журналисты нашли себе новую игрушку. Сериал «Школа» и его создательница Валерия Гай Германика — новый объект для наблюдений. Эту Валерию Гай меня так и тянет назвать Гармоникой. И, полагаю, это неспроста. Ибо въевшиеся в сознание клише дают некую систему образов и их оценку по базовой и псевдобазовой шкале.
Эту самую Гармонику-Германику только ленивый редактор не вывел на первую страницу своего СМИ. Словно венчая эту истерию по «Школе» и ее режиссеру, выродившаяся газета для гопоты «СПИД-инфо» вынесла на обложку заголовок «В «Школу я пришла из порно». В свете всех медиа-воплей
было бы удивительно, если бы Гармоника пришла на большой экран, в большие СМИ и в «СПИД-инфо» откуда-то из другого жанра.
Мое знакомство с работами Валерии Гай Германики началось с фильма «Все умрут, а я останусь», которым восторгался мой товарищ Дима Бычков. Его восторги пришлись на, если не ошибаюсь, осень 2008 года. Он настоятельно рекомендовал мне посмотреть этот фильм, уверяя, что в нем живописуется «Без пяти минут нацболка».
Не скрою, я ожидал действительно контркультурного новаторства или по крайней мере, живого, антисхематичного подхода к работе. Отсутствие такого подхода в последнее время угробил ряд неплохих замыслов в нашем кино. Последний из них - «Царь» Лунгина. В этой картине практически все роли и сюжет разыграны как по написанным заранее нотам. В плохом смысле. Все предсказуемо до неприличия. Несколько скрашивала впечатление игра Олега Янковского, как всегда великолепная, но общего провала картины это не могло спасти.
Возвращаясь к ленте «Все умрут, а я останусь», скажу, что я не нашел в главной героине без пяти минут нацболки. И мой товарищ Дмитрий был категорически неправ. Не такие ребятки пополняют ряды сопротивления. Эта публика сразу, едва ли не с первого класса ощущает, что в этом заведении, что-то не так. Они сразу занимают нонконформистскую позицию, им неуютно в атмосфере обезличивания и усыпляющей дерзость мысли унификации. В учебном заведении нацболы привлекают к себе внимание, они пользуются авторитетом, чаще всего моральным и редко являются активистами. Им неуютно в коллективе, вырождающемся в толпу. Героиня фильма Гармоники не такая. Ей просто не хватает свободы. Но в толпе она ощущает себя неплохо. Если же это не так, то режиссер никак это не показала.
Но суть не в этом. Бедность идеи, недоработанной в этой картине Гай Германика теперь перенесла в сериал. Впрочем, в этой ленте уже есть герой, который вполне может стать нацболом (или является таковым, но создатель побоялась это демонстрировать). Он с первой серии бунтует против установившегося лицемерия, обещает классному руководителю, что класс больше не будет лучшим, подбивает на акции протеста и даже читает стихи Витухновской (чрезвычайно близкой и хорошо знакомой нацболам поэтессе). Все это, а также некоторые другие явления, выведенные в ленте, можно было бы приветствовать, если бы режиссер не «развозила» бы мысли, словно сопли по древу, со скоростью полторы серии на мысль. В то время, как час экранного времени можно было бы заменить пятью — семью минутами. Приемы, которыми она высказывает свои идеи, годятся, может быть, для сериала а-ля «Солдаты» или «Студенты». Но если бы Гармоника выражалась бы более компактно, ее «Школу» точно не показали бы по Первому каналу. В лучшем случае — по РЕН ТВ или «Пятому». А в таком «переваренном» и выхолощенном виде работа не опасна. Взрыв мозгов не вызовет, задуматься не заставит. Публика пожует, критики обсосут — да выплюнут.
Но в таком случае и отношение к сериалу должно быть соответствующим. Зачем же эту поделку обсуждают кинокритики, причисляющие себя к серьезным? К чему называть режиссера «провокаторшей»? «Школа» - это провокация того же уровня, что телешоу «За стеклом» или «Последний герой», только сдобренная неким «художественным замыслом». Проверка на вшивость критиков и «единороссов»? Возможно. Но не больше. Эта публика возбудилась. Кто-то из них предложил снять «альтернативную» «Школу». Можно только догадываться, какую паточную гадость выльют на мозги зрителей.
Интересно, отец Гай Германики — отличный журналист Игорь Дудинский в своем ЖЖ покритиковал работу дочери в свойственной ему манере. «Непростительный прокол Сериала – истерика достаточно упертой в желании быть не такой как все героини над трупом дедушки с театральными завываниями: «Дедушка, не умирай, ты мне нужен, на кого ты меня покинул!» Чисто совковый ход, который невозможно оправдать никакими ссылками на «непредсказуемость» поведения подростков. В актуальном искусстве «добро» не имеет права побеждать «зло». Внучка вообще не должна была даже заметить смерть дедушки...» Но приятель нацболов (куда от нас, родимых, деться!) Дудинский пошел дальше и в своей неполиткорректности пошел еще дальше: «Конечно, главный прокол – тема кавказца. Понятно, что не хотели углубляться, чтобы не будить зверя. В таком случае было бы целесообразнее вообще не касаться или пройти по касательной. Один кавказец на школу – не маловато ли? Да и тот какой-то неправдоподобно забитый. Где вы видели забитого кавказца? Актуальное искусство не имеет право на неточности, связанные с отступлением от «правды жизни».
Не секрет, что сегодня в КАЖДОЙ московской школе есть кавказское землячество как минимум из пары десятков учеников разных классов, которые при мощной поддержке извне в любую минуту способны за себя постоять.
Неспроста даже местные скины выясняют отношения с кавказцами за пределами школы, сбившись в стаи. В школе же обе стороны предпочитают сохранять видимость перемирия. Хотя, конечно, там, где кавказское землячество достаточно влиятельное, оно активно прессует и строит под себя всю школу.
Наоборот не бывает.
Связанные с кавказской темой «неточности» с каждой серией раздражают все активнее....» Браво, Дуда!
Уже пришлось выслушать мнения, что «Школа» - едва ли не самое приличное из всего показывавшегося на Первом канале за последние годы. Типа ложка меда в бочку дерьма. Но «Школа» точно не станет катарсисом и облагораживающим началом для главного канала страны. Ложка меда (если для кого-то это мед, конечно) неизбежно потонет в дерьме. А вот количество дерьма, в пропорции на рост рейтинга и соответствующие платежи за рекламу, только вырастет. На ту самую ложку меда.

P.S. По мнению иных горячих защитников сериала, законы рынка отрегулируют отношение к сериалу. Законы рынка отрегулируют прибыли от сериала и его сиквелов. Но никак не качество. В таких мыслях чувствуется влияние новомодных систем преподавания пиара в наших вузах. Интересно, где же сейчас студенты, получившие знания по этим системам? Каков их процент трудится по специальности? Не стоит препарировать иллюзии! А о том, как и что могут регулировать законы рынка, мы в курсе. В начале 90-х понаблюдали. Пусть даже любопытных и неординарных идей в кино тогда высказывалось больше.
Tags: Германика, кино, сериалы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments