Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Придти к духовности

В понедельник, 8 февраля, в краевой библиотеке имени Шишкова известный барнаульский ученый и общественный деятель Андрей Иванов выступал с лекцией о духовности. К сожалению, зал был не полон (хотя и не пуст), а среди слушателей в большинстве были люди пожилого возраста. Я не убиваюсь, что их было много, просто обидно, что молодежи было явно недостаточно. Между тем, лекция была довольно интересная. Иванов — человек явно неординарный, известный своими патриотическими, пусть даже временами спорными, взглядами. Поэтому, когда некоторые знакомые и приятели мне говорят о моей нетерпимости к противоположным взглядам, я хочу привести пример Андрея Владимировича Иванова. Думаю, я с ним с удовольствием бы подискутировал на тему роли Сталина, Ленина, исторического пути, который прошла наша страна, а также о религии и современной литературе. Его взгляды во многом расходятся с моими, но резкого неприятия не вызывают. Потому что они обоснованы и имеют под собой прочный идейный фундамент и систему взглядов, а не колышатся на хлипкой жиже поверхностных представлений и скользких мифах, что засели в головах отдельных либералов, национал-патриотов, леваков и прочих псевдоидейных и псевдополитических элементов.
О тех, кто прыгает с одной идеологической или политической ветки на другую я вообще не говорю. Таких следует «мочить» первыми. Хоть в сортире, хоть в постели. Где застанешь — там и мочи.
Но вернемся к лекции Иванова. В ней Андрей Владимирович затронул проблемы духовности и влияния этой самой духовности на физическое и психическое здоровье. Он также привел распространенные примеры заблуждений на тему наличия духовности. Скажем, неверно было бы отождествлять духовность и религиозность. «Можно ходить в церковь, соблюдать все обряды, но быть совершенно бездуховным человеком» - отметил он. И привел пример, когда бандит или вор-чиновник бьет поклоны, ставит свечки, будучи при этом не просто бездуховным, но даже антидуховным существом. Кстати, к духовным людям нельзя отнести и церковных иерархов, которые проводят соглашательскую с антинародной властью политику и даже потворствуют ей.
Нельзя ставить знак равенства между духовностью и образованностью. Можно быть блестящим интеллектуалом, но нести в себе печать бездуховности. Тут Иванов привел примеры Сталина, Пол Пота, Гитлера. С наличием в этом ряду Сталина я бы, конечно, поспорил. Во-первых, само его присутствие в этом ряду сомнительно. Во-вторых, Сталин оставил после себя вполне одухотворенный народ (иной народ просто не смог бы низвергнуть силы тьмы в лице нацистских оккупантов). В-третьих, Сталин был прежде всего практик, а не рефлексирующий человек. И духовность практика имеет другие пределы, выходящая за рефлексирующие рамки. Потому что мир менять кому-то надо, а святыми быть дано точно не всем праведникам. Поэтому практикам постоянно приходится балансировать на грани духовности и антидуховности. Причем не где-то посередине, а по краям, так сказать.
Также нельзя мешать духовность и утонченность. Можно восторгаться произведениями искусства, чувствовать их замысел и нюансы, но отнюдь не быть духовной личностью, а делать гадости ближним, плести интриги, обманывать, быть недобрым. Это, как известно, довольно часто встречается в артистической среде.
Кто же такой — человек духовный? Это прежде всего человек моральных принципов, переступить через которые он не может ни при каких обстоятельствах.
Духовность — это есть нестяжательство. Духовному человеку всегда что-то надо, не в материальном или финансовом плане, разумеется. Ему всегда интересен другой человек.
Духовный человек всегда открыт для окружающих, новых знаний, умений и навыков. И когда он сталкивается со злом или небольшими его проявлениями — вступает с ними в борьбу.
При этом у духовного человека присутствует ощущение ограниченности (не путать с комплексами и самобичеванием), у него всегда есть потребность узнать и понять что-то новое.
Наконец, духовный человек несет в себе духовный свет, исходящий от него на других людей. Этот свет не остается незамеченным окружающими.
Андрей Иванов привел пример Питирима Сорокина, который провел очень большое и глубокое исследование жизни выдающихся людей, которое показало, что быть альтруистом, думать об окружающих — крайне полезно для здоровья.
Вообще, общество социального оптимизма обладает куда большей одухотворенностью, нежели общество социального пессимизма. Это также неоднократно было подтверждено исследованиями. В общем, можно сказать, преимущество социализма и его польза для здоровья человека доказаны в научном порядке.
Для укрепления духовных начал Андрей Владимирович посоветовал читать русскую классику, чаще бывать на природе, в том числе и в горном Алтае. В качестве примера современной литературы, где выведена антидуховность порекомендовал прочесть книгу Максима Кантора «Учебник для рисования». Главное — не рисовать жизнь, какой бы мрачной она не казалась, только в черных красках. Недаром в христианстве одним из смертных грехов считается уныние. Так что, не будем унывать. Будем стремиться к духовности, постигать ее рубежи. И надеяться, что такие интересные и полезные лекции в «шишковке» будут регулярными.
Tags: Андрей Иванов, духовность, патриоты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments