Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Что писала "Лимонка" в 2002 году о музыке для реально продвинутых

Честно говоря, большая часть музыки из привденного в тексте перечня мне не близка. Но теоретические доводы автора я вполне поддерживаю. Рок-н-ролл нынче мертв как явление. А они (рокеры) все танцуют. Как будто он есть. В общем, текст актуален. 

За кадром MTV…

В прошлом своем материале я как мог, ухал, глумился и поливал грязью тотемы русского рока. Кому-то могло показаться, что автор раболепствует перед западной музыкой и полага-ет, что, допустим, группа Oasis лучше группы Мумий Тролль. Это не так. Одинаково они мне мерзки и противны. К сожалению, к музыке, и на западе и у нас, сейчас применяется такая же порочная маркетинговая практика, что и в торговле какими-нибудь йогуртами. Иными словами, выгоднее разрекламировать посредственный товар, чем вкладывать средст-ва в его качество. Такова уж особенность восприятия человеческой психологии.
Плоды успешности подобной политики наблюдаются при посещении пресловутой "Горбуш-ки". Идущие навстречу трудящиеся с чувством "глубокого удовлетворения" прут теле- и ау-диотехнику выпуска, как правило, двух корейских фирм. Причиной тому являются пара ло-готипов, что аршинными буквами красуются над входом в здание торгового комплекса, не-изменно вводя жителей моей Родины в гипнотический транс.
То же касается и такой нежной сферы, как создание музыки. Сначала MTV прикручивает к мозгу подростка название абсолютно заурядного коллектива. Просмотрев видеоролик раз пятьдесят на дню, тинэйджер встает, и как зомби, шагает в ларек купить одну из десяти ко-манд ротации. По этой причине знают у нас только каких-нибудь Limp Bizkit да Rammstein. Настоящие же пионеры этих жанров как всегда остаются за кадром.
Вот и начнем с индустриального рока, представленного на музыкальном телевидении гер-манским вокально-инструментального ансамблем. Конечно, вовсе не Rammstein первыми начали бодро исполнять свои простые, как хозяйственное мыло, тевтонские марши. До них это достаточно безуспешно делала группа Oomph! и делала не в пример изобретательнее и мощнее, но повторяю, реклама - страшная вещь. Без массированной раскрутки по ТВ усилия Oomph! остались тщетными и сейчас они даже считаются последователями (!) Rammstein. Если уж говорить серьезно об индустриальном роке, то здесь пионеры, естественно не Rammstein, не Oomph! и даже не костюмированное пугало Marilyn Manson, взлелеянное ко-гда-то Трентом Резнором из Nine Inch Nails, а совсем иные люди.
Ministry, Skinny Puppy, Front 242 и многие другие давным-давно сформировали и определили звучание жесткой сэмплированной музыки. И это если мы имеем ввиду термин "индустри-альный металл/рок", потому что чистый industrial еще раньше в самом конце 70-х исполняли мрачные перфомансисты Throbbing Gristle. Это был хаотичный шум и гул с текстами про контроль правительства, культы, убийства и прочие мерзости современной жизни. Индуст-риальный панк, сыгранный на электронных инструментах примерно в то же время делал Alan Vega с группой Suicide. И не забывайте, что большинство описываемых событий про-исходили под победоносное шествие размалеванных клоунов от хард-рока и хэви-металла - именно такая тема была тогда на коне. А по телевизору точно также нечего было смотреть и слушать: крашенные перекисью водорода прически как у пуделей, мастурбативные гитарные соляки, слюнявые баллады и бесчисленные телки на мотоциклах "Харли-Дэвидсон".
Идем дальше. Когда мне первый раз в руки попался диск группы Limp Bizkit, тогда даже в голову не пришло, что она станет самой известной рэпкор-командой на свете. Именно "рэп-кор", а не "хардкор", как часто ее неправильно величают. С этим термином вообще все время возникает путаница. Сначала хардкором в начале 80-х называли самый жесткий и беском-промиссный панк пулеметного темпа. В 90-х хардкором нарекли скоростную разновидность рэйва. И вот вдобавок этого ярлыка удостоились еще и рэпкор-команды. Экспериментам по смешиванию рэпа и гитар уже почти 20 лет. Одними из первых это сделали Faith No More в 1985 году и Beastie Boys в 86-м. Этот аргумент для тех, кто думает, что Limp Bizkit играет "современную музыку". А уверенных в "мощности и крутости" звука группы Фреда Дерста, хочется отослать… нет, не туда - к лос-анжелесской банде Downset, которая на своем альбо-ме 94 года сыграла так, как ни одному "бисквиту" не снилось.
И вот теперь мы подходим еще к одной команде, у которой количество фанатских футболок еще до недавних пор конкурировало с Арией и Шутовским Королем. Иногда даже в серьез-ных изданиях считается, что именно группа Nirvana дала жизнь понятию "альтернативная музыка". На самом деле, большинство современных гитарных коллективов по гроб жизни обязано группе Pixies, в конце 80-х заложившей блестящий принцип: "мелодичный куплет - взрывной припев". В свое время Курт Кобэйн активно использовал для своего самого ус-пешного альбома Nevermind разные "пиксизовские" штучки и даже сам в этом признавался. Не думаю, что только из-за этого поклонниками Nirvana стоит хватать альбомы Pixies и ожи-дать от них кобэйновской тяжести и депрессии. Pixies все же были изящнее, мелодичнее, от-кровенно веселее и изобретательнее. Разумеется, они не делали свою музыку на голом месте, до них были и Husker Du и Ramones, но только Pixies удалось добиться гармоничного слия-ния панка, инди, и поп-музыки.
В то время работали и творили множество талантливых коллективов, некоторые из них хо-чется выделить особо. Это Sonic Youth, Nomeansno и My Bloody Valentine. Они не похожи друг на друга и описывать их музыку достаточно сложно. Можно лишь указать характерные признаки: искореженный гитарный звук, ломанные ритм и структура песни. Спустя более чем пятнадцать лет все это слушается на порядок свежее любого гранджевого мэтра вроде Pearl Jam или Soungarden.
Что бы я еще посоветовал человеку, которого не устраивает телевизионная милостыня для объектов маркетинга? Не особенно углубляясь в дебри (всех перечислять бесполезно), назо-ву более-менее авторитетные имена. Из панк/хардкора всегда радовали Dead Kennedys, The Exploited, Minor Threat и ранний Suicidal Tendencies. Из индустриальной музыки - Ministry, Lard, Nailbomb, Atari Teenage Riot, Frontline Assembly, Coptic Rain. (Они очень разные, про-сто не хочется дробить на дополнительные стили). Из экспериментального - Mr Bungle и их побочные проекты. Команды эти не самые новые, но и не такие замшелые как Deep Purple, например. А в этом сезоне я открыл для себя отличную группу Trail Of Dead - нечасто такое встречается в наш век бесхребетного бритпопа и псевдоистеричного нью-металла. Поищите, послушайте, если это кому-либо интересно. Про легкую электронику - как-нибудь в другой раз. Там тоже есть масса достойных музыкантов.
Также хочется пожелать читателям заиметь свое мнение, а не мнение диджея с FM-станции или ведущего музканала. У них задача одна - заставить нас купить группу из хит-парада. Не давайте насиловать собственные мозги. Развивайте свои музыкальные вкусы самостоятель-но, а потому пытливо перебирайте альбомы. Понятное дело, в ларьке искать бесполезно, но думаю, почти каждый из вас имеет в товарищах какого-нибудь безумного меломана. Он вам всё и покажет, и даст послушать. Так что пускай основным вопросом у вас станет не "Такой-то есть?", а "Что это за группа и что они играют?"

Ярослав Годына

http://limonka.nbp-info.com/199/199_34_06.htm
Tags: "Лимонка", рок-музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments