Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

"Лимонка" о классической музыке

Вагнер отдыхает, Римский-Корсаков круче

Иной раз наблюдаю придурков, считающих себя националистами, которые, багровея от натуги, тупо слушают многочасовые "опупеи" Рихарда Вагнера. Ну, да ну их к Вагнеру, поговорим о нашей музыке. Горячо рекомендую: выпускник морского кадетского корпуса, бравый морской офицер Николай Римский-Корсаков! Если вы еще не слышали "Снегурочку", "Майскую ночь" и "Кащея бессмертного", то у вас всё (или почти всё) впереди. Но я о другой, как сказали бы раньше - "прелестной вещице"... Волшебная опера-балет "Млада"...
Она не входит в число наиболее часто упоминаемых вещей Римского-Корсакова. Если точнее - ее вообще почти не вспоминают. Может быть поэтому я, отдав двадцать четыре рубля на толкучке хмырю бомжеватого вида за четыре пластинки, не ждал чего-то супермощного. И жестоко обломался. Эти четыре диска перемолотили меня в труху и слепили из меня заново человека с новым взглядом. Это был шок, катарсис, полное преображение, смертельное блаженство. Одним словом - рулеззззз! Инфа о "Младе", что удалось нарыть. Либретто написано неким В.А.Крыловым (не путать с баснописцем Иваном Андреичем!). Действие происходит в ранние средние века в междуречье Лабы (Эльбы, нем.) и Одры (Одера, нем.). Герои - свободолюбивые и воинственные полабские славяне. Отсюда имена персонажей - Млада, Мстивой, Воислава - и места действия - храм Радегаста, гора Триглав, долина под Ретрою. Тогда о полабских и балтийских славянах, истребленных германцами, русские только что узнали. Всякое упоминание о них онемеченная романовская аристократия воспринимала как "разжигание национальной и сословной вражды".
Поначалу текст взяла в работу вся "Могучая кучка", в том числе и Римский-Корсаков, но что-то не заладилось. Через десять лет, окончательно подсев на славянский фольклор, Римский-Корсаков вернулся к либретто. К тому времени бывший морской кадет вошел в элиту мировой музыки. Уже созданы шедевры: "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка", "Садко". В жизни мастера наступил период, который недальновидные критики назвали "смутным": тяжелые болезни и смерти близких людей, сомнения в самом себе, в творчестве, в музыке. В такие моменты гениев посещают озарения. Посетило оно и Римского-Корсакова. Результатом стала "Млада".
В театрах сильны позиции ведущих солистов. Зная эту систему, композиторы всегда пишут для оперной "мафии" припопсованные арии, которые, к тому же, на ура принимаются публикой. Римский-Корсаков всех просто убил: главная героиня "Млады" (Млада же) по сюжету была отравлена еще до начала действия и появлялась безмолвным (!) призраком. Её "партию" исполнила балерина. Отсюда, кстати, странное обозначение жанра "опера-балет".
Остальным солистам тоже мало что светило: мощные тоталитарные хоры не оставили места сопливым красивостям. Первое исполнение состоялось 20 октября 1892-го года в Мариинском театре. И само собой разумеется, "Млада" при жизни автора больше не ставилась... Итак, триумф славянской языческой стихии. Купальские хороводы и гадания. Скорбный торжественный оркестр с усиленным составом духовых. Неожиданные тембры. Суровые мощные тоталитарные хоры. Тревожная мистическая музыка призраков. Будоражащая и уносящая в неземные миры ночь на горе Триглав. Леденящее даже души закоренелых грешников заклинание Чернобога. Бесстрашное и вдохновенное исследование природы Добра и Зла. Все это "Млада" мага и кудесника Николая Римского-Корсакова. Вагнер отдыхает.
Русский обязан слушать Римского-Корсакова.

Г. Куйбышев

http://limonka.nbp-info.com/199/199_34_10.htm
Tags: "Лимонка", Вагнер, Римский-Корсаков, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments