Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Съедение Джерри как минимальная жертва


На днях так получилось, что волею обстоятельств я смотрел мультфильм «Том и Джерри». Одну из старых подборок. Смеха и впрямь порой трудно было сдержать. В общем, умели веселить детишек (да и взрослых) штатовские мультипликаторы.

Потом я задумался. Вспомнил свои впечатления, в том числе и прежние, от этого мультсериала. А также упреки в адрес советских мультипликаторов, что, мол, конфликтная линия нашего мультфильма «Ну, погоди!» содрана как раз с «Тома и Джерри».

При просмотре штатовского мультика мне часто хотелось, чтобы Том все-таки сожрал этого мышонка. Он его часто настигал, часто жизнь Джерри висела на волоске. Но он чудом ускользал и погоня вскоре возобновлялась. А вот наблюдая за погоней нашего Волка за Зайцем, у меня подобного ощущения не возникало. 

И вот почему. Наш Волк бросается догонять Зайца потому что не может не гнаться за ним. Типа как Портос. «Я дерусь – потому что дерусь!» Волка гонит инстинкт. И он, завидев Зайца, тотчас стремится сожрать его. Правда, нередко он зачем-то страшно воздевает лапы и грозно идет на него, оставляя косому последний шанс, которым тот и пользуется.

А вот кот в американском мультике вполне мирный. Спит, ест, гуляет. В общем, ведет себя как ленивый домашний котяра. А вот Джерри – прямо поганец какой-то. Он постоянно гадит коту. Или омрачает ему безмятежную реальность своими выходками (скажем, сбросит сверху на спящего Тома что-нибудь), или всячески выставляет его в некрасивом свете перед хозяевами. Короче, устраивает подставы. В общем, ведет себя откровенно как последняя сволочь. Вероломно, цинично и подло. За его делишки (те же подставы) в приличных компаниях морды бьют. И не удивительно, что у кота временами просыпается желание уничтожить мерзавца. Но гораздо чаще он ведет себя как джентльмен – оставляет серую мразь в живых, зарабатывая тумаки, травмы и разные неприятности от хозяев. При этом нетрудно увидеть, что Том настойчиво стремится начать отношения с Джерри с чистого листа. Но тот настойчиво не желает мира и всячески пакостит, нарушая гармонию окружающей действительности. Самое поразительное, что наш Заяц выступает наоборот проводником гармонии в окружающем мире. И только Волк, как истинный санитар природы, не может примириться с этой гармонией (впрочем, некоторые исключения в сериале Котеночкина все же были). Случалось и Зайцу вести себя неподобающе, но такие эпизоды редки. В целом наши создатели выдерживали общий сюжетный настрой. Исключения же давались в целях показать неоднозначность натур персонажей и демонстрации закона, что крупные личности, даже мультяшно-животные не обладают ровными натурами.

Вот тут и проходит первый водораздел между нашими культовыми мультипликационными лентами. Два мира – два Шапиро.

Наши старались показать (не падайте со стула) правду жизни, пусть даже в таком аллегорическом конфликте как «заяц-волк». У американцев никакой правдой не пахнет. Мышь по собственной воле никогда не будет досаждать коту, она просто боится его изначально. И вообще старается всячески избежать даже минимальных контактов.

Но главное здесь – даже не правде жизни. А в упомянутых «двух Шапиро».

Джерри, затевающий конфликты, скандалы, разрушающий идиллию Тома, не дающий ему спокойной жизни, постоянно оказывается победителем. Он, выражаясь современным языком, собирает все ништяки. А Том, надеющийся обрести покой, то и дело травмирован или обруган. То есть, его настрой не приветствуется в его мире, живущем по заданной идеологической конструкции.

У нас Волк постоянно остается ни с чем, ему остается только потрясать кулаками и восклицать «Ну, погоди!» Авторы мультика дают понять, что твой злобный инстинкт не даст тебе результата. Ведомый им ты не обретешь желаемого. При этом наш Волк, что и говорить, довольно обаятельный персонаж. Дети нередко сочувствуют Волку, жалеют его. Ведь герой Папанова, как ни крути, а персонаж озлобленный в силу обстоятельств, и шанс на исправление ему постоянно дается. Зритель это понимает.

Но главное тут – разумеется, дети. Пусть даже мультфильмы с большим удовольствием смотрят и взрослее, но расчет создателей - прежде всего на них. И здесь проходит второй, основной водораздел – по тем «закладкам» в детское мировоззрение, что дают авторы мультфильмов. О нашей ключевой мысли наших авторов я уже немного сказал. Ребенок должен понять: зло, немотивированная агрессия наказуема. Попутно даются мелкие ненавязчивые послания: курить, сорить, грубить и вообще неприлично вести себя нехорошо.

Американскому ребенку внушают: делай гадости, подставляй, мешай ближнему и ты будешь в дамках. Ты сделаешь правильно. Попутно несмышленыш должен понимать, что никакой гармонии в окружающем мире нет, что есть конкуренция и борьба. А они, юный друг, могут вестись различными (пусть даже сволочными) методами.

Именно эту разницу незадолго до своего ухода из этого мира обозначил папа Римский Иоанн Павел II, который в своих обращениях советовал смотреть советские мультфильмы. Во всяком случае, о его отношении к заокеанской мультипликационной продукции неизвестно.  

Надеюсь, вы поняли корни моего желания, что Том сожрал-таки Джерри. Пусть эта жертва в виде маленькой серой дряни пресечет массовые пакости юных почитателей долгосерийного конфликта.

Tags: культура, мультики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments