Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Categories:

«В далёкий край товарищ улетает…»

Материал из старой "Лимонки" о подвигах советских летчиков. 

Сегодня, в День Авиации, я хочу рассказать о забытом подвиге советских лётчиков. Добровольцы Испании, добровольцы Китая, бойцы Халхин-Гола – лётчики! Война для вас началась много раньше 22 июня 1941 года и много раньше осиротели ваши семьи. Пусть эта статья станет для вас данью нашей памяти.
8 июля 1937 года, после провокации «у моста Лугауцяо» Япония приступила к окончательному захвату Китая. Советский народ, помнивший у себя на Дальнем Востоке японских интервентов и их марионетку атамана Семёнова, был встревожен. Становилось ясно, что наряду с гитлеровской, возникла новая угроза. С эстрады Утёсов распевал куплеты про акулу, напавшую на соседа-кита. «Вот съем половину кита я, и буду наверно сыта я…» Но всем было понятно, что Китаем дело не ограничится. Запад фактически отказал Китаю в помощи. В отчаянной ситуации гоминьдан и коммунисты объявляют о прекращении гражданской войны и создании единого фронта для борьбы с агрессором. Чан Кай-ши обращается за помощью к СССР и немедленно её получает. Синьцзянский тракт становится для Китая «дорогой жизни». 5200 советских грузовиков ЗИС-2 день и ночь везут по нему военные грузы. Тем более, что места те Красной Армии хорошо знакомы: много лет тут проводились операции против наркоторговцев, окончившиеся полным успехом и надолго обезопасившие нашу страну от этой нечисти.
Первую группу инструктировал лично Михаил Иванович Калинин. Предупредил: если собьют, то как бы в плену не пытали, не признавайтесь, что служите в Красной Армии и состоите в партии. Родина вас не забудет, вытащит из плена и вернёт домой. До Алма-Аты лётчики ехали поездом, выдавая себя за стахановцев. И в дальнейшем воевать пришлось в штатском, без документов, лишь с охранной грамотой, выданной китайским правительством. От Алма-Аты до Ханькоу был налажен воздушный мост, а далее авиагруппы распределялись по китайским городам. Советская техника заметно превосходила японскую, а летчики были хорошо обучены. Но всё равно наши потери в Китае были велики – настолько силён был противник и тяжелы воздушные бои.
Крупнейший воздушный бой произошёл над Уханем 29 апреля 1938 года. Озлобленные за налёты на Тайвань и Нанкин, и желая преподнести подарок своему императору в день рождения, японцы поклялись стереть временную столицу Китая с лица земли. Японцы продемонстрировали чудеса храбрости – даже пылая вовсю, заживо сгорая, их бомбардировщики не покидали строя. Но мало чего добились и понесли огромные потери. Значительные потери понесли и западные наёмники, воевавшие на стороне Китая – американцы, англичане, французы. После этого они отказались от боевых вылетов и вся нагрузка легла на советских и китайских лётчиков. Интересно, что своё огромное жалование они получать продолжали – по политическим соображениям Китай платил. Чувство же совести и воинской чести им было неведомо.
2 декабря 1937 года девятка СБ (скоростной бомбардировщик) под командованием М. Г. Мачина разбомбила японские авиабазы близ Шанхая, уничтожив на земле до 30 самолётов противника. В нашей группе потерь не было. Тогдашние японские истребители И-95 и И-96 не могли даже догнать наши бомбардировщики. Правда, появившийся вскоре И-97 был намного более сильным противником. Вскоре та же группа нанесла удар по японскому флоту на реке Янцзы. Потери японцев до сих пор не выяснены, настолько были они огромны.
Но наиболее успешным делом был налёт на Тайвань, к тому времени считавшийся у японцев глубоким тылом. Лететь пришлось на пределе возможностей – и людских, и самолётных. 23 февраля 1938 года 28 самолётов СБ под командованием Ф.П. Полынина взлетели с лётного поля Наньчана. Не имея ни секунды лишнего времени, сразу легли на боевой курс. Следующая за ними группа долго не могла собраться в воздухе и в итоге была вынуждена вернуться обратно. Полёт проходил в очень трудных условиях: на предельной дальности, над горами и морем, без кислородного оборудования. Все трудности были забыты, когда увидели аэродром Тайбэя. Один за одним, как на учениях, наши самолёты заходили на цель. Посыпались бомбы. На прощание воздушные стрелки открыли пулемётный огонь. На аэродроме творилось нечто неописуемое. Ни один японский истребитель не взлетел. Зенитки открыли огонь, когда наши самолёты были уже вне досягаемости. На обратном пути была дозаправка на горном аэродроме Фучжоу – узкой полоске относительно ровной земли. Посадочных или запретных знаков опасных зон китайцы выставить не догадались. На границе аэродрома стояла гора 20-литровых жестяных банок с горючим. Посадка для дозаправки прошла без потерь и вся группа вернулась на свой аэродром. Вечером в городе была грандиозная демонстрация. Ликующая толпа несла всевозможные бумажные фонарики, транспаранты с огромными иероглифами, светящихся драконов, рыб, змей. Такие демонстрации проходили в китайских городах после каждой нашей победы…
По данным китайской разведки, на аэродроме Тайбэя сгорело свыше 40 самолётов и неизвестное число авиатехники в транспортных контейнерах. И ещё трёхлетний запас горючего. За такое дело был отдан под суд начальник военно-воздушной базы, смещён губернатор острова, а комендант аэродрома сделал себе харакири.
Китайская авиация была намного слабее японской, но у китайцев были хорошие лётчики. К сожалению, руководство гоминьдана было пропитано капитулянтскими настроениями. В разгар войны командующий китайской авиацией Хуан Чжэньцю свободно летал отдыхать на юг, получив разрешение японцев. Это всё равно, как если бы Сталин ездил отдыхать в оккупированный немцами Крым. Советским людям этого было не понять…
Впрочем, простые китайцы носили наших лётчиков на руках. В прямом смысле. Стоило нашему сбитому лётчику показать кусок шёлка с иероглифами, как восторженная толпа сажала его в паланкин и была готова тащить на край света. Пользоваться рикшами строго запрещалось – тогда ещё не забыли, зачем делалась Революция. Но стоило выйти в город и они сбегались и следовали сзади. Советских людей удивляла крайняя нищета местного народа, толпы нищих, проституток, бездомных детей. И полное равнодушие к этому буржуазии. Вызывало уважение трудолюбие. Японцы ведь тоже бомбили наши аэродромы. Повредить самолёты им удавалось редко (прятали, маскировали), но лётное поле портили. Как правило, налёты проходили ночью. Увидев в первый раз сотни воронок от бомб, советские лётчики решили, что аэродрому конец. Но тысячи китайцев, в невероятном темпе таская корзинами на коромыслах песок и гравий, утрамбовывая всё это деревянными колотушками к обеду всё восстанавливали.
Авторитет советских людей, и без того высокий, стал просто заоблачным, когда Кудымов и Благовещенский сбили «королей неба» - лучших асов Японии. До этого китайские лётчики молились перед каждым вылетом, чтобы не встретить их…
Гибли и наши лётчики. Бомбя японские переправы, аэродромы, вокзалы, они несли потери. Применялись в Китае и тяжёлые бомбардировщики ТБ-3. Группа этих самолётов, ведомая советско-китайскими экипажами, пролетела днём над Японией. Но из бомбовых люков на землю упал не метал, а бумага: «Если ты и дальше будешь творить безобразия, то миллионы этих листовок превратятся в тысячи бомб». Текст оказался пророческим...
Да, китайское правительство платило нашим людям большие деньги – по 500 долларов в месяц. (Новенький «форд» тогда стоил 400, отличный костюм – 3 доллара, обед в ресторане-10 центов). Только ехали туда не на заработки. Так, по воспоминаниям лётчика-истребителя Ровнина из его группы в 70 человек домой вернулись только четыре…
Всего в 30-е годы через Китай прошли более трёх с половиной тысяч добровольцев. По официальным данным, 211 из них не вернулись с той войны. Все они похоронены в Китае. Их памятники и могилы и поныне в прекрасном состоянии. В Ухане, где шли самые ожесточённые воздушные бои, есть братская могила и обелиск с такой надписью: «Вечная слава советским лётчикам-добровольцам, погибшим в войне китайского народа против японских захватчиков».


Рахим Джунусов

http://limonka.nbp-info.com/304_article_1156770016.html
Tags: "Лимонка", авиация, герои, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments