Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Диалог Церкви и левых сил: каким ему быть?



В последнее время иерархи РПЦ все чаще говорят о возможности диалога церкви с левыми силами. Это нельзя назвать прорывом (ибо отдельные священнослужители и в 90-е годы весьма активно взаимодействовали с левой оппозицией), но официальное озвучивание этой позиции со стороны РПЦ весьма показательно.


Не так давно о необходимости такого диалога заявил протоиерей Всеволод Чаплин. Правда, в «Литературной газете» (№5 за этот год) он обмолвился, что «будущее левых сил зависит от их способности осудить преступления, которые были совершены» (http://old.lgz.ru/article/20811/). Этот подход никак нельзя назвать взвешенным, ибо подразумевает не совместное осмысление российской трагедии начала ХХ века, а одностороннее покаяние и признание своей вины одним из участников диалога.


В этой связи будет нелишним напомнить, что в начале прошлого столетия в Российской Империи церковь не была отделена от государства, а православие было государственной религией. Следовательно, церковь несет полноправную ответственность за крушение имперской России как один из его столпов.


Напоминать о многочисленных фактах утраты церковью своего авторитета в тогдашнем российском обществе я не стану — это не является целью данного материала. Скажу лишь, что церковное руководство тогда сильно прогнулось под натиском наступавших либералов, которые были творцами Февральской революции. И церковь просто не могла не разделить их участь после позорного крушения Временного правительства.


Это сказано не к тому, что обе стороны должны для начала посыпать голову пеплом, а потом перейти к диалогу. Нужно совместное осмысление причин и последствий тех событий. Но главное — нужно понять, как строить отношения дальше.


Не секрет, что в левом движении (особенно в той его части, что либо входит в КПРФ, либо близка к ней) довольно сильны антиклерикальные настроения. И вообще позиции воинствующих атеистов. Это происходит как реакция непротивления значительной части руководства РПЦ процессу встраивания в систему буржуазного государства. В этом плане представителям левых сил нужно разделять православие как религию и церковь как государственный институт. Потому что и с коммунизмом не все так просто. Скажем, одни левые почитают Сталина, но категорически не принимают Троцкого и протестуют, когда с ними пытаются ассоциировать некоторые не очень приятные дела Льва Давидовича. Некоторые левые наоборот — превозносят Троцкого и не принимают Сталина, и отказываются принимать свой счет спорные в историческом контексте дела этого руководителя Советской державы. Нужно понимать, что есть идея, чистая и светлая, воплощать которую всегда приходится в том обществе, в котором приходится жить. Перефразируя известный афоризм, другого народа для воплощения идеи под рукой обычно не оказывается.


В 90-е годы попытку выстроить диалог православия и левой идеи предпринимала газета «Завтра» и ее неутомимый редактор Александр Проханов. В одном из номеров появилась весьма спорная подборка материалов на эту тему, венцом которой было сопоставление некоторых статей Конституции СССР и Священного Писания. Этот шаг был воспринят неоднозначно и подвергся критике со стороны православных публицистов и язвительному осмеянию либеральной прессы. Причиной такой реакции было слишком уж хаотичное смешивание левой идеи и христианских постулатов с минимальным осмыслением. Однако та неоднозначная публикация обозначила тему, которая, увы, своего продолжения не получила. В том числе и потому что активно вмешалась власть, вовсе не горевшая желанием налаживания мостов между РПЦ и КПРФ (а в публикации «Завтра» подразумевалась именно она как ведущий представитель левых сил России). К тому же церковь к такому диалогу церковь не просто была не готова, но и не слишком желала его. Ее первосвященники то и дело заявляли о «духовном возрождении в стране за последнее десятилетие», слишком уж отождествляя увеличение количества храмов и духовное здоровье общества. В свою очередь в левом движении (и в самой КПРФ) было немало тех, кто подогревал антицерковные настроения.


Сегодня ситуация сильно изменилась. Скажем, РПЦ больше не может однозначно говорить о «духовном возрождении общества», когда масштабы падения слишком очевидны. А в левом движении не могут не видеть, что придерживая радикальной антицерковной риторики есть риск оказаться в одном ряду с явным классовым врагом и его либеральным глашатаями (случай с Pussy Riot).


Получается, что хорошо видно, какие моменты в диалоге следует отрицать. Но возникает еще более сложный вопрос: а чего придерживаться? Где точки соприкосновения?


Прежде чем отвечать на этот вопрос, обе стороны, на мой взгляд, должны понять, какая часть общества сегодня нуждается в них. Долго думать тут не надо: конечно, самая обездоленная. Церковь может вспомнить, что Христос шел не к богатым и сытым, а к голодным и отвергнутым. Там искал своих сторонников.


Но ведь и лидеры левых сил тоже должны помнить об этом. О том, что нужно спуститься вниз, в самые глубокие шахты народной жизни, где и нужно искать своих сторонников. И вспомнить о неудачной попытке побороться с либералами за т. н. креативный класс, предпринятой в конце 2011 — начале 2012 года.


Можно обратиться к зарубежному опыту — в Латинской Америке священнослужители традиционно весьма активно участвуют в борьбе левых сил. И здесь стоит обратить внимание на известную «теологию освобождения». Есть более близкий нам в географическом и религиозном плане опыт — в Греции. Оказывается в этой стране многие деятели левого движения, даже анархисты, являются православными верующими!


В общем, стартовые площадки для большого и глубокого диалога есть. Главное — чтобы он не потонул во взаимных обвинениях и пустых псевдонаучных изысканиях. Ведь приемлемые обеими сторонами принципы взаимодействия необходимо найти в исторически короткие сроки. Об этом тоже следует помнить.

Tags: РПЦ, идеология, левая идея
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Памятные даты. 7 мая

    ДЕНЬ РАДИО, праздник работников всех отраслей связи. - ДЕНЬ ПРЕЗИДЕНТСКОГО ПОЛКА. - ДЕНЬ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ. - ДЕНЬ СВЯЗИСТА И…

  • Памятные даты. 6 мая

    1945 г . – Пражская наступательная операция гвардейских танковых армий. - 2006 г . – 5 жителей Неклиновского района Ростовской области…

  • Памятные даты. 5 мая

    ДЕНЬ СОВЕТСКОЙ ПЕЧАТИ. 5 мая 1912 года (22 апреля по ст. ст.) впервые вышла большевистская газета «Правда» . - ДЕНЬ ВОДОЛАЗА. - ДЕНЬ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments