Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Categories:

Рецензия на фильм «Околофутбола» (2013)

Жесткий разнобой мнений критиков в оценках фильма «Околофутбола» не удивляет. Чаще всего они пишут либо о том, насколько картина соответствует их миражам об искусстве и потенциале творения наполнить кошельки владельцев кинозалов (на содержании у которых эти голубоэкранные насекомые подчас и пребывают). Либо ищут вожделенный философский камень, искусно скрытый авторами и должный продлить век искусства, дабы подарить еще душе прекрасные порывы.

Режиссер Антон Борматов дал обильную пищу зубоскалам, апологетам кинореализма, любителям чернухи и ее жесточайшим критикам, тонким лирикам и брутальным аскетам. Даже любителям нетривиальных эротических сцен слегка умудрился потрафить. В общем, всем сестрам по серьгам вручил. И сделал это за какие-то немногим более 1,5 часа картины.

Экономить, говорят сведущие граждане, приходилось на всем, ибо бюджет у ленты был явно не резиновый. Подозреваю, что в данном случае оно к лучшему. Ибо даже слегка усиленный денежный поток мог смыть плотность сцен и размыть смысл и лиризм всей работы.

А ведь картина удивительно лирична. За брутальностью подачи темы, обилием грубых сцен, дурацкого гогота и крепкими словами сквозит слабым ветерком лирики. Что-то веется родное.

Четыре главных героя – преподаватель, предприниматель, автомеханик и ди-джей. Четыре разных персонажа, спаянных в причудливое футбольно-хулиганье братство. И как у четырех мушкетеров, их девиз – «один за всех и все за одного!». С поправкой на время, страну и род занятий.

Сюжет сразу закручивается с боевых «махачей» (драк «стенка на стенку») среди фанатских группировок. Драки эти пусть и жестокие, но, как ни странно, беззлобные. Ибо ненависти друг к другу их участники не питают. «Зачем вы деретесь?» - трудно не заметить, как настойчиво звучит в ленте этот вопрос. И звучит неоднократно. И вразумительно ответить на него никто не может. Интересно, что не отягощенный интеллектом продавец спортивной одежды еще пытается что-то толковать об этом, то умный и психологически самый тонкий персонаж – Тичер – один из той самой «неомушкетерской» фанатской «фирмы», просто сворачивает тему. Поляна драки – не студенческая аудитория, здесь не глубина мысли важна, а сила рук и быстрота действия. И границы восприятия здесь иные, разуму подчас не посильные.

И в эту суровую реальность вдруг врезается тема предательства – кто-то «стучит» в милицию о предстоящих «махачах». Брутальная идиллия летит к чертям. Оказывается, простота отношений «околофутбола» («в драке все понятно: кто свой, а кто нет» - примерно такое объяснение «махачей» тоже имеется в картине) не является не вечной. И страсти иного свойства посещают мир этих людей, которые, как видно, вроде и живут в обычном для большинства из нас мире, но при этом живут еще и тем, что недоступно большинству.

И среди этих страстей иного свойства внезапно примешивается любовь. Та самая, что нечаянно нагрянет. Кстати, именно любовную линию отдельные маститые критики разнесли в пух и прах. Причем разнесли даже те, кто высказал симпатию к фильму. На самом деле, вся мнимая вина режиссера заключалась в демонстрации внезапности чувства, которое вспыхнуло у девушки одного из «мушкетеров» к другому. Но в жизни, что удивительно, чаще всего так и бывает. Как поется в песне, цитата из которой уже приведена: «…когда ее совсем не ждешь». И проницательный зритель уже с первого появления роковой феи догадался, что явлена она не просто так. Правильно, для усиления драматизма происходящего. Можно предложить критикам представить сюжет без любовного придыхания в сюжете. И тогда точно явка будет провалена, отморозки правят бал. А внимательный зритель еще и увидит нелепость отдельных сцен, эпизодов, если вдруг купировать любовь.

Кому-то не понравилась Таисия (Дарья Мингазетдинова), от которой исходит амурный свет околофутбола. Просто мало кто задался целью: а что вообще должна представлять собой роковая дама футбольных хулиганов? И вообще, где обитают сегодня неглупые и в то же время красивые девушки? Каких парней они любят? Может, в приближенном к реальности сюжете и должны быть глупые и некрасивые, о которых говорит, кстати, в «предгрозовой» момент для Тичера его отец?

Снять фильм о футбольных хулиганах на российских реалиях, кажется, несложно. Больше «махачей», орущих трибун, ОМОН, кровь и мелькание озверевших лиц и регулярный дебильный хохот. Это было бы эпатажно, мясисто и динамично. Режиссер же пошел по-другому пути. Он решил, не отклоняясь от неписаных законов жанра подобных фильмов (которые, как выясняется, отчасти сложились), попробовать показать нечто большее. И трудно не заметить, что это нечто большее у него получилось. Он ударил в нерв, который задел многих. И разделил их на тех, кому не все равно и тех, кто интересуется по долгу службы, так сказать.

Кстати, касание Борматова такой тонкой материи, как агрессия бытовая переходит в бытовой национализм, можно признать удачным. Режиссер не попытался причесать эпизод, не пытался сделать его политкорректным. Он просто вывел его психологическую подоплеку.

Как не пригладил ничего в финале.

Уже раздались пожелания, издевательские и конструктивные, снять продолжение. Если не попасть в плен искушения срубить деньгу – то сделать это будет гораздо сложнее. Потому что дальше от режиссера потребуется отвечать на вопросы, которые он задал зрителю в картине. И главный из них даже не тот – «зачем вы деретесь?». А тот, немой, что не задан вслух, но читается в финале, когда покидающая зал суда толпа фанатов идет вдаль, словно отделяя себя от окружающей реальности – «а что дальше?»….

Подробнее на КиноПоиск.Ru

Tags: "Кинопоиск", кино, фанаты, футбол
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments