Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Categories:

"Победа" - из архивов "Лимонки"

Вскоре после окончания Второй мировой в Западной Европе самыми богатыми, самого высокого уровня жизни, были две страны – Швеция и Дания. Швеция, понятно, страна высокоиндустриальная и нейтральная – всю войну снабжала Гитлера железной рудой за бешеные бабки. А Дания так удачно, без единого выстрела, сдалась Гитлеру, что всю войну просидела спокойно в уголке – фюрер расово-близких датчан не тиранил, а западные союзники с их армадами бомбардировщиков в лунный пейзаж датские хаты с краю не превращали. Вы скажете - а Швейцария? А вот и нет. Нейтральная Швейцария, проведя всю мировую войну в кольце фронтов с полностью отмобилизованной армией и оплетенной колючей проволокой границей (сплошь!), да с упавшей активностью банковских операций в Европе, к концу войны немного отощала. Не помогли даже золотые коронки узников концлагерей, депонированные хозяйственными СС-овцами в сейфы швейцарских банков… Ну а геополитические маргиналы Европы, вроде Испании и Португалии, с их унылыми диктаторами в погонах образца XIX века, жили во временах, полностью соответствующих этим погонам. Индустриальные же гиганты в капиталистической Европе еще только-только отходили от всяческих бомбардировок, оккупаций и мобилизаций.
И вот две самые зажиточные страны капиталистической Европы решили в те годы обновить свой столичный авто-парк, снабдить общественный транспорт Стокгольма и Копенгагена новыми хорошими такси. Датчане и шведы, как известно, люди в бизнесе толковые, комфортом и качеством давно избалованные. Выбрали они машины современные, надежные и с модным дизайном – самые лучшие легковые автомобили в Европе тех лет. А производились эти замечательные авто в СССР, в городе Горьком, что на реке Волге, и назывались эти автомобили «Победа», в честь той, самой Великой победы 1945-го…
Правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля конструкторы Горьковского АвтоЗавода получили зимой 1942 года (когда немцы входили в Сталинград, а Ленинград был в блокаде). Уже весной 1943-го по эскизам художника-конструктора Вениамина Самойлова ведущий конструктор Юрий Сорочкин создал несколько моделей будущего автомобиля. Даже после бомбежек лета 1943 года, когда ГАЗ был на грани остановки, работы над новой легковой машиной не прерывались! В работе советские конструкторы учитывали характеристики лучших образцов иностранной техники – немецкой и американской. Первый прототип был готов к 7 ноября 1944 года (именно в этот день советские войска полностью очистили от оккупантов всю территорию СССР, а в токийской тюрьме Сугамо был повешен советский разведчик Рихард Зорге). При доводке автомобиля учитывалось даже визуальное восприятие бликов на изгибах корпуса… Это удивительно, но тогда конструкторам удалось получить очень низкий коэффициент аэродинамического сопротивления - 0,31. Даже у современного спортивного «Порше-911» он составляет 0,37!
Перед запуском в производство новые модели техники обязательно показывали Сталину. Новый автомобиль вождь осматривал 19 июня 1945 года (когда наши войска начали передислокацию на восток для разгрома Японии). Автомобиль генералиссимусу явно не понравился. ГАЗ-М20 имел 6-цилиндровый двигатель, и Сталин заметил, что в условиях нехватки горючего нужны более экономичные машины. Присутствовавший здесь же главный конструктор ГАЗа сказал, что заводом подготовлен и 4-цилиндровый вариант. А директор ГАЗа попросил в честь Великой Победы советского народа назвать автомобиль «Победой». «Нэвэлика пабеда, но пусть будэт Пабеда», – нехотя сказал Сталин. Так, впервые у советского автомобиля появилось имя – до этого новые модели получали лишь порядковый номер или цифровую комбинацию.
Первую партию новых машин завод собрал 28 июня 1946 года. В отличие от консервативного во вкусах товарища Сталина «Победа» и у нас в стране и в мире понравилась. В 1947 году, – ровно 60 лет назад, – советский автомобиль был удостоен победной медали всемирной автомобильной выставки в Брюсселе.
В первый (и пожалуй последний) раз за всю историю отечественного автомобилестроения был создан легковой автомобиль, не скопированный с зарубежного аналога. Как отмечали специалисты, это была победа над консерватизмом конструкторской школы того времени, очень оригинальный и очень «русский» автомобиль.
«Победа» являлась по тем временам ещё и жутко комфортабельным авто. На нём устанавливался обогреватель салона, а на последних модификациях - радиоприемник в качестве стандартного оборудования - роскошь неслыханная тогда. Именно на «Победе» появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналов, и именно водители «Побед» первыми перестали размахивать руками, предупреждая о маневре. Электрический стеклоочиститель и даже такая приятная мелочь, как плафон освещения салона - все это появилось впервые на отечественных машинах.
«Победа» стала и первым массовым советским автомобилем. За 12 лет было выпущено 235999 штук с кузовами седан, кабриолет и такси. Для того времени это огромные цифры, соответствующие в наше время десяткам миллионов экземпляров. Ну а качество производства было таково, что некоторые «Победы» ездят и через пол века.
Еще одно событие, связанное с появлением «Победы», - прорыв советских автомобилей на мировой рынок. До войны советский автоэкспорт ограничивался лишь незначительным количеством «трехтонок» ЗИС-5 (начатый еще в 1929 году, когда СССР впервые стал экспортировать свою технику в Афганистан, Турцию и Иран). «Победа» заставила всерьез заговорить об успехах и возможностях русского/советского автомобилестроения. Ведь в послевоенной Европе ощущалась нехватка относительно недорогих, комфортабельных автомобилей, которые могли бы себе позволить не только миллионеры. (Гитлеровские «фольксвагены», «Мерседесы» и BMW, как вы понимаете, были ещё того…) И «Победа» быстро нашла устойчивый сбыт во многих странах. А её конструктивные и дизайнерские особенности стали тут же копировать в мире. Например, почти точными подражаниями «Победе» стали такие авто как "Татраплан-600" (1947 г.) в Чехии, "Стэндерт-Вэнгард" (1948 г.) в Англии и "Кайзер" (1948 г.) в США. «Победовские» элементы можно было увидеть в «Понтиаке» и «Паккарде» середины века. Ну а в 1951 году вошел в строй варшавский Автозавод, на котором под маркой "Варшава" было выпущено 253 тыс. копий "Победы" (ведь Польша в те годы была послушной провинцией СССР).
В 1954 году, во время освоения целины, на ГАЗе сделали комфортабельный внедорожник М72 - скомбинировав кузов «Победы» с агрегатами грузового ГАЗ-69. Аналогов в мире этот «джип» тогда не имел…
В 50-е годы ХХ века наша страна, пожалуй, максимально приблизилась к возможности превратиться из экспортера сырья (сначала зерна и т.п., потом нефти и т.д.) в экспортёра высокотехнологичной продукции. Лучшие ракеты, лучшие танки в мире - что еще помнят. Лучшие автомобили – чего уже не помнят…
И кстати тогда СССР не гнушался вполне капиталистической коммерческой рекламы. Ею занимался рекламный отдел внешнеторгового объединения «Техноимпорт» в 60-е переименованный в «Автоэкспорт» (!). Отличная реклама, созданная талантливейшими художниками и фотографам, действительно работала. В 50-х, да и в 60-х годах, советская техника шла на «ура» и в капиталистических и в социалистических и в феодальных странах. Ведь до середины 60-х годов советские автомобили ни по внешнему виду, ни по конструкции, ни по качеству, ни даже по рекламе и маркетингу почти не уступали ни американцам, ни немцам, ни японцам. И ездили по улицам привередливых столиц Европы шикарные «Волги» ГАЗ-21 или ГАЗ-24 с шестью задними фонарями, не хуже какого-нибудь Chevrolet.
Ну а наши грузовые автомобили вообще тогда покоряли Земной шар. Даже созданный в эвакуации в 1941 немудрёный УАЗ через 20 лет успешно экспортировал свою продукцию в три десятка стран…
На закате СССР, в сенильные брежневские 70-80-е годы, наши легковые авто уже не могли конкурировать с лучшими западными образцами. Но даже тогда недорогие и практичные «Жигули» ездили от Англии до Аргентины. В 1978 году СССР продал за рубеж более 400 тысяч только легковых автомобилей («жигули», «волги» и ныне несуществующие «москвичи»). В нынешних долларах – это более четырёх миллиардов. Только за один год, только за легковые авто! Не исключительно газ, нефть и цветмет гнали…
С маркой ВАЗа «Жигули» в Европе вообще приключилась забавная история. По началу их просто не покупали, так как по звучанию марка авто сходна с общеевропейским ярлыком «жиголо» (мужчина на содержании женщины). Тогда-то «Жигуль» и переименовали на экспорт в «Ладу». Ну а появившиеся в начале 80-х полноприводные «Нивы» вообще заимели своих фанатов в мире, как самый «дешёвый и сердитый джип».
Впрочем, это уже был почти конец отечественного легкого автомобилестроения. Что происходит с ним сейчас, и чьи машины ездят теперь по улицам наших городов, все знают. Некоторые уже знают и появившиеся импортные авто из Китая.
…Когда-то, 60 лет назад, созданная одновременно с бравшим Берлин танком ИС-2 «Победа» была лучшим легковым автомобилем в Европе. Теперь же, в начале XXI века, такое понятие как современный русский автомобиль отсутствует в принципе. Да и танков то современных почти уже нет. Так что будем ползать пешком на брюхе, граждане. И только мудрый Путин будет ездить на пони (его зовут Вадик, он живет на президентской даче).
Так и будет, ей Богу, если не создадим свою Победу.


Вий
http://limonka.nbp-info.com/limonka_1168685197_article_1168690873.html
Tags: "Лимонка", СССР, автомобили, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment