Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Начало конца «стабильности»

Оригинал взят у 4531 в Начало конца «стабильности»

Доллар уверено пробил отметку в 38 рублей, нефть ушла ниже 100 долларов за баррель, продажи автомобилей упали на 25%, туроператоры банкротятся пачками, розница снижается, закредитованность населения обновила очередные максимумы.

О чем всё это говорит? О том, что у населения уже нет возможности поддерживать текущий уровень потребления. Проще говоря, у людей тупо нет денег. Для экономики это означает только одно – кризис.

В принципе это закономерный итог путинской «стабильности», когда ВВП раздувался за счет постоянного роста цен на сырье и увеличения корпоративной задолженности. Да, МКАД застроили огромнейшими торговыми центрами, россиянчеги оккупировали все мировые курорты, построили себе коттеджики и пересели на иномарки. От этого ВВП очень бурно рос. Самый рейтинговый персонаж российского капитализма даже обещался удвоить ВВП к 2010-му году (с известным результатом).

И все бы хорошо, но проблема заключается в том, что ВВП – это денежный показатель, а не количественный. Объясню на примере. Вспомните, еще 10-15 лет назад по дорогам в основном ездили представители отечественного автопрома: Иж, Волга, Москвич, Ока, Жигули... Эти автомобили состояли практически на 100% из российских комплектующих. Теперь мы пересели на иномарки, многие из которых собираются в России из импортных машинокомплектов. В ВВП при этом учитывается итоговая стоимость автомобиля, то есть если раньше Москвич стоил условно 10 тысяч долларов, а сегодня вместо него производится Киа РИО стоимостью 20 тысяч долларов, то формально у нас ВВП вырос в два раза, ведь ВВП – это стоимость всех конечных товаров произведенных на территории страны за год. И пофиг, что в Киа РИО отечественных деталей нет вообще.

Точно так же за время «стабильности» было окончательно угроблено отечественное авиастроение. А ведь авиастроение – еще более высокотехнологичная отрасль, которая тянет за собой целую цепочку смежных отраслей от электроники до нефтехимии. Для Добролета мы теперь Боинги закупаем, а Суперджет больше чем на половину состоит из импортных комплектующих, но зато увеличивает ВВП, да.

В итоге, с точки зрения производства, мы сегодня имеем ситуацию даже хуже, чем в конце 90-х, когда еще оставался огромный советский промышленный потенциал. Сходите в магазин – там всё импортное. Драйвером роста стал потребительский сектор, но этот сектор на текущий момент больше потреблять не может. Всё, приток халявного бабла закончился, а внутри страны бабло не генерируется в количестве достаточном для поддержания текущего уровня потребления. Понастроенные торговые центры не создают прибавочной стоимости, точно так же как ее не создает раздутый сектор услуг с маркетологами, юристами и финансистами.

Поэтому кризис текущей системы был лишь вопросом времени, и сегодня это время настало. Причем мы находимся сейчас на внешнем витке спирали схлопывающегося спроса. Падение спроса вызывает банкротства, безработицу и, как следствие, снижение доходов населения, что, в свою очередь, еще больше снижает спрос и так далее. Никакой Росстат не поможет.

Но это только экономическая сторона вопроса. Наряду с ней будет расти и политическая напряженность. Внутриэлитная борьба за кормушку обострится, а конфликтующие стороны будут активно использовать фактор растущей социальной напряженности, вызванный падением уровня жизни значительной части населения. В общем на горизонте отчетливо стали проглядываться контуры 90-х. Путинскую стабильность можно поздравить с началом ее конца.




Tags: кризис, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments