Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Нужны ли России «Аваксы»? Часть I

Оригинал взят у kanchukov_sa в Нужны ли России «Аваксы»? Часть I

116299
Фото: http://sandrermakoff.livejournal.com/

Нужны ли России «Аваксы»?

«Первый серийный Ил-76МД-90А, завершенный постройкой этим летом на ульяновском «Авиастаре», будет использован в программе перспективного самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-100, которая реализуется Концерном радиостроения «Вега» в партнерстве с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М. Бериева» «Спецмодификации на базе Ил-76 производства ТАНТК».



Эти строки и побудили снова обратиться к теме самолетостроения в России. Даже не самолетостроения, а эффективности разрабатываемых систем вооружения их боевому и гражданскому предназначению. Особенно это актуально сегодня, когда с одной стороны нас давят санкциями, а с другой либералы на всех уровнях утверждают, что довольно финансировать оборонку, что экономика не выдержит, что экономика не сможет быть прорывной, выпуская сложную боевую технику. Одним словом, пора сдаваться. Вот с этим и не согласен. Не согласен и с некоторыми другими моментами, которые в целом кажутся передовыми, а на самом деле, требуют серьезного рассмотрения и анализа.

Ранее уже обращался к теме самолетостроения и ее влияния на обороноспособность страны. Так в статье «Без современных авиационных двигателей нет будущего у России!», описал проблемы двигателестроения, не решаемые в то время и угрожающие обороноспособности.

Одна из отмеченных в данной статье проблем, Россией успешно решена, и это действительно радует, что не напрасны усилия. Вот что было написано: «Начнем с «Пермских моторов» и коротко скажем, что 25% акций указанного холдинга принадлежат «Pratt&Whitney». Из-за проблем с интеллектуальной собственностью на двигатель ПС-90A2, и возможным стремлением Госдепартамента США отказать в поставках комплектующих, перспективы постройки 200 двигателей выглядят туманно». Сегодня Россия выкупила все акции, а значит, может производить двигатели столько, сколько нужно и устанавливать на те самолеты, на которые посчитает нужным.

Вторая проблема пока не решена, и требует внимания Президента РФ, как Руководителя ВПК и безусловного решения. В статье писал: «Разумной и перспективной альтернативой ПС-90А2 (ПС-90д-76, что, одно и то же), разработанной с участием иностранных компаний, является двигатель НК-93, разработанный в России ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», имеющий значительные преимущества не только пред пермскими моторами, а и перед иностранными двигателями». Данный двигатель превосходит ПС-90А2 по многим показателям, в том числе и по экономичности. Ведь не зря американцы в 90-е приобрели и обанкротили данное производство. Без двигателя НК-93 мы не сможем выполнить планы, намеченные ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" в производстве самолетов на замену линейке самолетов КБ Антонова. А ведь это не только Ан-70, это прежде всего Ан-124 «Руслан» и Ан 225 «Мрия». Подтверждением правоты данного вывода является то, что всего по истечении двух лет, проблема ПС-90А2, поднятая в моей статье, была успешно решена государством.

В дополнение к моей статье появилось и продолжение описания трагедии НК-93, «Трагедия НК-93. Как убивали самый передовой авиамотор мира», подтверждающее правоту предыдущей статьи.

Продолжая рассмотрение проблем с авиацией России, на мой взгляд, требующих более пристального и профессионального подхода, а не шапкозакидательства и заверений, разработал и изложил свое видение преодоления проблем авиации в современных конфликтах в статье «БОМБАРДИРОВЩИК БУДУЩЕГО!». Считаю, что изложенный в статье подход к будущему боевой авиации позволяет иметь в воздухе платформы оружия, в том числе и в беспилотном исполнении, расширяя ударные возможности боевой авиации и преобразовывая формы и способы ведения боевых действий как в воздухе, так на суше и на море.

В России прилагаются усилия по повышению эффективности работы оборонно-промышленного комплекса, эффективности работы заказывающих структур, модернизации вооружений армии и флота. Статья является попыткой высказать свое видение некоторых проблем, связанных, в том числе и с самолетостроением. Исходя из понимания боевой эффективности и предназначения систем оружия в современных войнах, предложить возможные, на мой взгляд, варианты решения.

Из данной заметки видно, что первый серийный Ил-76МД-90А передается для изготовления самолета ДРЛО А-100. На первый взгляд правильное решение, наши А-50 уже давно устарели, как с моральной точки зрения (оборудование) так и с материальной (планер) и требуют замены. Но будет ли эта замена полноценной?

Сегодня Военно-промышленную комиссию (ВПК) возглавляет Президент РФ Владимир Путин. В открытых источниках я не нашел информации, есть ли при руководителе ВПК объединенный орган, предназначенный для изучения целесообразности развития тех или иных систем вооружения, определения их качественной характеристики и действительного предназначения, на основе анализа и сопоставления с имеющимися или перспективными образцами техники иностранных государств. Ведь военным нужно давать технику не ту, что они хотят, а ту, которая им нужна. Имеющуюся на вооружении технику знают все, перспективную иностранную технику должны представлять предназначенные для этого силовые структуры. Данный орган при Президенте РФ в структуре ВПК и должен определить целесообразность той или иной боевой техники, целесообразность заключения именно данного контракта, выработать рекомендации для его выполнения, в том числе и с определением исполнителей контракта, в интересах не одной компании, а государства в целом, контролируя весь процесс исполнения. Данный орган должен подчиняться лично Руководителю ВПК и отвечать перед ним за целесообразность принятых решений.

Если такого объединенного органа при ВПК нет, его нужно немедленно создавать. Сегодня, в условиях жестких санкций и явной подготовки стран НАТО к развязыванию крупномасштабной войны, отсутствия достаточного времени на производство и ввод в эксплуатацию новейших систем вооружения, нужна боевая техника и образцы, позволяющие превзойти имеющиеся и разрабатываемые системы вооружений ведущих стран мира, а не совершенствовать в очередной раз ее элементы.

Мое видение данного вопроса заключается в том, что решение изготавливать А-100 на старой платформе, не достаточно целесообразно с многих позиций, и как следствие влечет за собой различные проблемы, требующие дополнительного решения как с политической, экономической, социальной, так и с чисто военной стороны вопроса.

Попробую высказать свое видение данной проблемы и пути ее решения.

Во многих странах мира на вооружении стоят самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, предназначенные для контроля воздушного пространства, поиска воздушных целей и управления авиацией.
1024px-Usaf.e3sentry.750pix

В США это ДРЛОиУ Boeing E-3А/В «Сентри» (англ. Boeing E-3A/B Sentry), самолёт дальнего радиолокационного обнаружения, управления и связи. РЛС обеспечивает устойчивое сопровождение одновременно более 100 целей. Самолёты типа бомбардировщик обнаруживаются с расстояния 520 км, низколетящие малоразмерные цели могут быть обнаружены на дальности до 400 км, цели над горизонтом — до 650 км от самолёта. Продолжительность патрулирования на удалении 1600 км без дозаправки в воздухе 6 часов. Продолжительность полёта без дозаправки в воздухе более 11 часов. Самолет оборудован и станцией радиотехнической разведки, позволяющей беззапросное распознавание обнаруженных воздушных целей по их бортовым источникам излучения (мы имеем такие же станции, но кому это нужно!). Самолет Е-3 ведет разведку не только воздушных излучающих целей, но также наземных средств ПВО, и, вероятно, надводных кораблей (с распознаванием их типов) на морских ТВД и подводных лодок, ведущих радиолокационный обзор с перископной глубины.

1359944931_e-2-hawkey-920-17

Американский палубный самолет ДРЛО E-2C Hawkeye выполняет задачи дальнего радиолокационного патрулирования авианосных групп американских ВМС и управления действиями палубной авиации. Данный самолет является одним из немногих специально спроектированных для выполнения задач дальнего радиолокационного обнаружения и управления. В этом самолете предусмотрено некоторое новшество, его пассивная система обнаружения предупреждает экипаж E-2C Hawkeye об облучении самолета радиолокационной станцией противника на дистанции, которая в два раза превосходит дальность действия РЛС E-2C (цель типа "истребитель" на фоне земли на удалении 407 км). Радиолокационная станция позволяет с высоты 9 км на удалении 480 км обнаруживать 800 воздушных целей и наводить на 40 из них истребители.e3a-7

  Есть в этом перечне и еще один тип самолетов. Самолет разведки и целеуказания Boeing E-8А/С Joint STARS (Joint Surveillance Target Attack Radar System), класса «воздух-поверхность», предназначен для разведки поля боя и объектов в глубине территории противника и выдачи целеуказания ударным средствам сухопутных войск и ВВС для их поражения при любых погодных условиях. Диапазон обнаружения целей составляет 200 км. Практическая дальность 12250км. Продолжительность полета, без дозаправки топливом – 11часов, с дозаправкой топливом – 20 часов.

Япония имеет ДРЛО Boeing E-767 — самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), разработанный американской компанией Boeing на базе пассажирского самолёта Boeing 767. Практический потолок: 13100 м. Практическая дальность: 9290 км. Дальность обнаружения целей — 320 км, количество одновременно сопровождаемых целей — 300—400, количество одновременно наводимых истребителей: в автоматическом режиме — 30, по командам — 15.

Австралия и Турция имеют ДРЛО Boeing 737AEW&C - cамолет раннего предупреждения и контроля (Airborne Early Warning and Control), создан для продажи в другие страны. Практическая дальность 4900км. Самолет способен осуществлять патрулирование с крейсерской скоростью 760 км/ч на высоте до 12 500 м в течение не менее 9 ч. Радиолокационная станция самолета, работающая в режиме кругового обзора в диапазоне L, имеет дальность обнаружения 370 км и способна одновременно сопровождать до 3000 целей.

Gulfstream-sahvit
  В Израиле это ДРЛОиУ Gulfstream G500 SEMA, IAI G-550 CAEWS, IAI 707 Phalcon / Boeing 707 Cóndor. Данные самолеты роднит практическая дальность полета, возможность дозаправки в воздухе, продолжительность полета и боевые возможности.

1024px-PLAAF_Shaanxi_Y-8_-_KJ200

Обособленно стоят самолеты ДРЛОиУ произведенные в Китае на базе советских машин Ан-12 и Ил-76, это ДРЛОиУ KJ-200 и KJ-2000. У них несколько иные показатели, сопоставимые с А-50.

Таким образом, в армии США и других государств мира созданы образцы вооружения, которые разнесены по предназначению, в основном из-за характеристик планеров, но и имеют возможность одновременно решать несколько задач, способные работать в интересах обнаружения и наведения на цель средств поражения по воздушным, наземным, и морским целям.


Продолжение...

Tags: авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments