Фото: http://sandrermakoff.livejournal.com/
Нужны ли России «Аваксы»?
Эти строки и побудили снова обратиться к теме самолетостроения в России. Даже не самолетостроения, а эффективности разрабатываемых систем вооружения их боевому и гражданскому предназначению. Особенно это актуально сегодня, когда с одной стороны нас давят санкциями, а с другой либералы на всех уровнях утверждают, что довольно финансировать оборонку, что экономика не выдержит, что экономика не сможет быть прорывной, выпуская сложную боевую технику. Одним словом, пора сдаваться. Вот с этим и не согласен. Не согласен и с некоторыми другими моментами, которые в целом кажутся передовыми, а на самом деле, требуют серьезного рассмотрения и анализа.
Ранее уже обращался к теме самолетостроения и ее влияния на обороноспособность страны. Так в статье «Без современных авиационных двигателей нет будущего у России!», описал проблемы двигателестроения, не решаемые в то время и угрожающие обороноспособности.
Одна из отмеченных в данной статье проблем, Россией успешно решена, и это действительно радует, что не напрасны усилия. Вот что было написано: «Начнем с «Пермских моторов» и коротко скажем, что 25% акций указанного холдинга принадлежат «Pratt&Whitney». Из-за проблем с интеллектуальной собственностью на двигатель ПС-90A2, и возможным стремлением Госдепартамента США отказать в поставках комплектующих, перспективы постройки 200 двигателей выглядят туманно». Сегодня Россия выкупила все акции, а значит, может производить двигатели столько, сколько нужно и устанавливать на те самолеты, на которые посчитает нужным.
Вторая проблема пока не решена, и требует внимания Президента РФ, как Руководителя ВПК и безусловного решения. В статье писал: «Разумной и перспективной альтернативой ПС-90А2 (ПС-90д-76, что, одно и то же), разработанной с участием иностранных компаний, является двигатель НК-93, разработанный в России ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», имеющий значительные преимущества не только пред пермскими моторами, а и перед иностранными двигателями». Данный двигатель превосходит ПС-90А2 по многим показателям, в том числе и по экономичности. Ведь не зря американцы в 90-е приобрели и обанкротили данное производство. Без двигателя НК-93 мы не сможем выполнить планы, намеченные ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" в производстве самолетов на замену линейке самолетов КБ Антонова. А ведь это не только Ан-70, это прежде всего Ан-124 «Руслан» и Ан 225 «Мрия». Подтверждением правоты данного вывода является то, что всего по истечении двух лет, проблема ПС-90А2, поднятая в моей статье, была успешно решена государством.
В дополнение к моей статье появилось и продолжение описания трагедии НК-93, «Трагедия НК-93. Как убивали самый передовой авиамотор мира», подтверждающее правоту предыдущей статьи.
Продолжая рассмотрение проблем с авиацией России, на мой взгляд, требующих более пристального и профессионального подхода, а не шапкозакидательства и заверений, разработал и изложил свое видение преодоления проблем авиации в современных конфликтах в статье «БОМБАРДИРОВЩИК БУДУЩЕГО!». Считаю, что изложенный в статье подход к будущему боевой авиации позволяет иметь в воздухе платформы оружия, в том числе и в беспилотном исполнении, расширяя ударные возможности боевой авиации и преобразовывая формы и способы ведения боевых действий как в воздухе, так на суше и на море.
В России прилагаются усилия по повышению эффективности работы оборонно-промышленного комплекса, эффективности работы заказывающих структур, модернизации вооружений армии и флота. Статья является попыткой высказать свое видение некоторых проблем, связанных, в том числе и с самолетостроением. Исходя из понимания боевой эффективности и предназначения систем оружия в современных войнах, предложить возможные, на мой взгляд, варианты решения.
Из данной заметки видно, что первый серийный Ил-76МД-90А передается для изготовления самолета ДРЛО А-100. На первый взгляд правильное решение, наши А-50 уже давно устарели, как с моральной точки зрения (оборудование) так и с материальной (планер) и требуют замены. Но будет ли эта замена полноценной?
Сегодня Военно-промышленную комиссию (ВПК) возглавляет Президент РФ Владимир Путин. В открытых источниках я не нашел информации, есть ли при руководителе ВПК объединенный орган, предназначенный для изучения целесообразности развития тех или иных систем вооружения, определения их качественной характеристики и действительного предназначения, на основе анализа и сопоставления с имеющимися или перспективными образцами техники иностранных государств. Ведь военным нужно давать технику не ту, что они хотят, а ту, которая им нужна. Имеющуюся на вооружении технику знают все, перспективную иностранную технику должны представлять предназначенные для этого силовые структуры. Данный орган при Президенте РФ в структуре ВПК и должен определить целесообразность той или иной боевой техники, целесообразность заключения именно данного контракта, выработать рекомендации для его выполнения, в том числе и с определением исполнителей контракта, в интересах не одной компании, а государства в целом, контролируя весь процесс исполнения. Данный орган должен подчиняться лично Руководителю ВПК и отвечать перед ним за целесообразность принятых решений.
Если такого объединенного органа при ВПК нет, его нужно немедленно создавать. Сегодня, в условиях жестких санкций и явной подготовки стран НАТО к развязыванию крупномасштабной войны, отсутствия достаточного времени на производство и ввод в эксплуатацию новейших систем вооружения, нужна боевая техника и образцы, позволяющие превзойти имеющиеся и разрабатываемые системы вооружений ведущих стран мира, а не совершенствовать в очередной раз ее элементы.
Мое видение данного вопроса заключается в том, что решение изготавливать А-100 на старой платформе, не достаточно целесообразно с многих позиций, и как следствие влечет за собой различные проблемы, требующие дополнительного решения как с политической, экономической, социальной, так и с чисто военной стороны вопроса.
Попробую высказать свое видение данной проблемы и пути ее решения.
Во многих странах мира на вооружении стоят самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, предназначенные для контроля воздушного пространства, поиска воздушных целей и управления авиацией.
В США это ДРЛОиУ Boeing E-3А/В «Сентри» (англ. Boeing E-3A/B Sentry), самолёт дальнего радиолокационного обнаружения, управления и связи. РЛС обеспечивает устойчивое сопровождение одновременно более 100 целей. Самолёты типа бомбардировщик обнаруживаются с расстояния 520 км, низколетящие малоразмерные цели могут быть обнаружены на дальности до 400 км, цели над горизонтом — до 650 км от самолёта. Продолжительность патрулирования на удалении 1600 км без дозаправки в воздухе 6 часов. Продолжительность полёта без дозаправки в воздухе более 11 часов. Самолет оборудован и станцией радиотехнической разведки, позволяющей беззапросное распознавание обнаруженных воздушных целей по их бортовым источникам излучения (мы имеем такие же станции, но кому это нужно!). Самолет Е-3 ведет разведку не только воздушных излучающих целей, но также наземных средств ПВО, и, вероятно, надводных кораблей (с распознаванием их типов) на морских ТВД и подводных лодок, ведущих радиолокационный обзор с перископной глубины.
Американский палубный самолет ДРЛО E-2C Hawkeye выполняет задачи дальнего радиолокационного патрулирования авианосных групп американских ВМС и управления действиями палубной авиации. Данный самолет является одним из немногих специально спроектированных для выполнения задач дальнего радиолокационного обнаружения и управления. В этом самолете предусмотрено некоторое новшество, его пассивная система обнаружения предупреждает экипаж E-2C Hawkeye об облучении самолета радиолокационной станцией противника на дистанции, которая в два раза превосходит дальность действия РЛС E-2C (цель типа "истребитель" на фоне земли на удалении 407 км). Радиолокационная станция позволяет с высоты 9 км на удалении 480 км обнаруживать 800 воздушных целей и наводить на 40 из них истребители.
Есть в этом перечне и еще один тип самолетов. Самолет разведки и целеуказания Boeing E-8А/С Joint STARS (Joint Surveillance Target Attack Radar System), класса «воздух-поверхность», предназначен для разведки поля боя и объектов в глубине территории противника и выдачи целеуказания ударным средствам сухопутных войск и ВВС для их поражения при любых погодных условиях. Диапазон обнаружения целей составляет 200 км. Практическая дальность 12250км. Продолжительность полета, без дозаправки топливом – 11часов, с дозаправкой топливом – 20 часов.
Япония имеет ДРЛО Boeing E-767 — самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), разработанный американской компанией Boeing на базе пассажирского самолёта Boeing 767. Практический потолок: 13100 м. Практическая дальность: 9290 км. Дальность обнаружения целей — 320 км, количество одновременно сопровождаемых целей — 300—400, количество одновременно наводимых истребителей: в автоматическом режиме — 30, по командам — 15.
Австралия и Турция имеют ДРЛО Boeing 737AEW&C - cамолет раннего предупреждения и контроля (Airborne Early Warning and Control), создан для продажи в другие страны. Практическая дальность 4900км. Самолет способен осуществлять патрулирование с крейсерской скоростью 760 км/ч на высоте до 12 500 м в течение не менее 9 ч. Радиолокационная станция самолета, работающая в режиме кругового обзора в диапазоне L, имеет дальность обнаружения 370 км и способна одновременно сопровождать до 3000 целей.
В Израиле это ДРЛОиУ Gulfstream G500 SEMA, IAI G-550 CAEWS, IAI 707 Phalcon / Boeing 707 Cóndor. Данные самолеты роднит практическая дальность полета, возможность дозаправки в воздухе, продолжительность полета и боевые возможности.
Обособленно стоят самолеты ДРЛОиУ произведенные в Китае на базе советских машин Ан-12 и Ил-76, это ДРЛОиУ KJ-200 и KJ-2000. У них несколько иные показатели, сопоставимые с А-50.
Таким образом, в армии США и других государств мира созданы образцы вооружения, которые разнесены по предназначению, в основном из-за характеристик планеров, но и имеют возможность одновременно решать несколько задач, способные работать в интересах обнаружения и наведения на цель средств поражения по воздушным, наземным, и морским целям.
Продолжение...