Нашумевшая в Алтайском крае и за его пределами история бийского таксиста Евгения Костырина получила печальное продолжение. Напомним, очередная рабочая смена таксиста в ночь на 23 марта 2013 года закончилась конфликтом с двумя пьяными и агрессивными пассажирами, который по инициативе одного из пассажиров перерос в потасовку с применением силы. И в итоге - трагическая случайность, повлекшая за собой смерть хулигана от его же оружия, а для Евгения и его семьи ставшая началом многомесячных судебных разбирательств - настоящего "хождения по мукам".
Более подробно со всеми обстоятельствами этого громкого дела можно познакомиться в статье "Бийского рабочего" от 23.06.2014 года http://biwork.ru/novosti/19488-bijskaya-prokuratura-ne-soglasna-s-resheniem-suda-po-nashumevshemu-delu-evgeniya-kostyrina.html .
Посвященный истории Евгения сюжет появился на 1 канале в программе "Доброе утро" от 12.08.2014 года http://www.1tv.ru/sprojects_utro_video/si33/p80301.
Событие получило широкий общественный резонанс – были проведены пикеты и митинги в поддержку Евгения. Благодаря помощи российских правозащитников и профессиональной работе адвокатов, на апелляционном слушании удалось добиться переквалификации дела со ст. 105 ч. 1 УК РФ (предумышленное убийство) на ст. 108 (превышение пределов необходимой обороны) с санкцией в 1 год 6 месяцев ограничения свободы.
Итоговый приговор говорит лишь о частичном оправдании, но главное, что Евгений Костырин получил свободу, пусть и ограниченную, и вернулся домой к жене и детям. В его планах конечно была и попытка добиться полного оправдания, но пока что он был счастлив просто вернуться домой. Счастье Евгения продолжалось недолго, всего три с половиной месяца. Все это время он жил, строго соблюдая запрет покидать пределы города и выходить из дома в ночное время, и никоим образом не намеревался их нарушать. А потом его наказание решили ужесточить, надеть на него электронный браслет для отслеживания места его нахождения, хотя в приговоре были подробно оговорены все нюансы ограничения его свободы, и про браслет указано не было.
В обоснование своей позиции отказа от ношения браслета Евгений апеллирует к нормам нашего законодательства. "Статья 53 УК РФ, раскрывая понятие «Ограничение свободы» не предусматривает применение к осужденным «аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля». А согласно статье 7 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. А именно это и имеет место при применении электронного браслета. Человек в этом случае уподобляется животному на поводке.
Комментирует сам Евгений: «Я категорически отказался от электронного устройства слежения не потому, что хотел нарушить режим отбывания наказания, а по моим религиозным убеждениям, основанным на учениях Святых отцов и предупреждениях нынешних иерархов РПЦ. Как православный христианин, в соответствии со своей верой и религиозными убеждениями я не могу допустить размещение на своем теле никаких технических средств, которые бы отслеживали бы мои действия, частную жизнь (в семье), тем более которые могут передавать информацию обо мне во время разговора в быту, в семье и на работе».
Не последнюю роль в принятии решения об отказе от браслета сыграла и многочисленная информация в СМИ о его разнообразных технических несовершенствах. Например, пишет газета "Известия": «Электронные браслеты для слежения за арестантами фактически непригодны для эксплуатации. К такому мнению пришли эксперты российского НИИ космического приборостроения», - материал с сайта "Вести ФМ" http://radiovesti.ru/article/show/article_id/89198
В электронных СМИ можно встретить множество негативных отзывов от осужденных, испытавших на себе подобные браслеты. Браслеты неудобны для использования, зачастую передают проверяющему недостоверную информацию о контролируемом. В случае поломки возмещение его стоимости полностью ложится на осужденного, и сумма эта не маленькая.
Отказ Евгения Костырина от ношения электронного браслета был расценен как злостное уклонение от отбывания наказания, и ему заменили ограничение свободы лишением свободы в колонии-поселении. Евгений пытался бороться, в начале марта 2015 года подав заявления в прокуратуру на действия УФСИН, а также иск в суд на УФСИН и СИЗО на возмещение морального вреда, причиненного ему в период нахождения в СИ-2 ,в статусе обвиняемого. "Я с Божьей и вашей помощью хочу создать прецедент, который, я надеюсь, в будущем поможет людям, оказавшимся в аналогичной ситуации" – говорит он.
Адвокат Евгения подал апелляцию, которая была отклонена, и 02.03.15 Евгения Костырина отправили в колонию-поселение №2 с. Новороманово Калманского района. Что ждет Евгения в будущем? Условия содержания заключенных в этой колонии, согласно материалам электронных СМИ, из открытого письма от 2006 года http://politsib.ru/news/12760 до материалов общественной наблюдательной комиссии от 2014 года http://www.antipytki.ru/news/2891 оставляют желать лучшего.
В основе произошедшей трагедии лежит роковая случайность - неловкое движение самого хулигана в процессе нападения, и отвечать за это приходится работящему человеку, порядочному семьянину. Евгений еще не до конца потерял веру в справедливость судебной системы нашего государства и надежду на лучшее и рассчитывает на справедливое и адекватное рассмотрение его обращений в прокуратуру и суд.