Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Categories:

«Клерикализация», которой нет

В связи с недавним скандалом в Новосибирске с постановкой «Тангейзера» многие левые активисты и обитатели блогосферы заверещали о некоем «диктате» РПЦ.
Не жалеют ни глоток, ни пальцев с клавиатурой, ревут, сердечные, что идет клерикализация разных сторон жизни общества.
Чушь и бред.
Нет никакой клерикализации.
Нет диктата РПЦ.
Потому что диктат (от латинского dictatus – «диктуемый», «повторяемый») предусматривает некую логику в действиях общественного института, который целенаправленно навязывает свою позицию обществу. У РПЦ никакой логики, никакой последовательности в действиях не просматривается. Нет «повторения», согласно расшифровке термина.
Нет и никакой клерикализации. Потому что отмена постановки «Тангейзера», плохой постановки, между прочим (знаю, о чем говорю) – это результат, или случайного реагирования, или наезд одной из сторон конфликта в оскандалившемся театре. В первом случае кто-то из приближенных к местной епархии РПЦ прознал о «небогоугодной» постановке и проявил рвение. Как и бывает, между прочим, сегодня в скандалах, в которые влезает РПЦ.
Ибо поведение иерархов церкви показывает, что они абсолютно не имеют никакой линии поведения в конфликте. Ясно, что линией на клерикализацию, которая якобы имеется, это никак не согласуется. Клерикалы логичны, понятны, упорны. Они знают, чего хотят в принципе и чего хотят от конфликта. А тут мы видим беспомощные наезды на не менее беспомощных деятелей масскульта.
Для примера. Что-то не кишат интернет и СМИ проклятиями иерархов в адрес, скажем, Наташи Королевой, устроившей фак-сейшн для масс, или Паука из «Коррозии металла».
Во втором случае, если местные деятели РПЦ просто помогли группировке неких культурных деятелей возглавить тот несчастный театр (об этом говорят некоторые мои источники). Тогда и вовсе никаким диктатом не пахнет. Выполнили приближенные иерархи задачу – отошли в сторону. Не было бы заказа на смещенного начальника – сидели бы тихо.
Теперь о том, почему такие ситуации вообще происходят.
Не секрет, что в обществе есть запрос на некие духовные или моральные авторитеты. Но вот очередей желающих предложить таковые не видно.
И церковь пытается занять давно пустующую нишу. Неважно, что сами иерархи таковыми не являются. Не важно, что, скажем, в храме свечками торгуют или священники на иномарках крутых рассекают. Но церковь только предлагает свои услуги государству в качестве такого авторитета. Более того, не видно, что она слишком рвется это делать. Так, вяло реагирует на текущие события, не более.
Ясное дело, церковь это делает, возможно, не бескорыстно. И очень может быть, что не бескорыстно.
Но дело не в этом. А в том, что те же обильно критикующие церковь левые активисты и блогеры не пытаются как-то поучаствовать в процессе. Мол, не наше это дело в выработке норм участвовать. Но правила неумолимы: не делаете вы – делают другие. В данном случае церковь.
Но церковь – только одна из сторон, принимающая участие в идущей ни шатко ни валко общественной дискуссии. По-хорошему, таких сторон может (и должно) быть несколько. Но никого нет. Кроме церкви. И когда она влазит в дискуссию, это вызывает истерику и вопли о «клерикализме».
Которого нет.
Как нет и дискуссии. 
Tags: РПЦ, дискуссии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Памятные даты. 17 июня

    1859 г. – Пароход – корвет «Америка», на борту которого находился генерал – губернатор Восточной Сибири Муравьёв – Амурский зашёл в воды…

  • Памятные даты. 16 июня

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СЕМЕЙНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ. - 1468 г . – По некоторым данным в этот день тверской купец Афанасий Никитин прибыл в Индию, о…

  • Памятные даты. 15 июня

    1999 г. – Создано Приморское землячество в городе Москве ( 22 года). - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯХ В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments