Евгений Берсенев (bers37) wrote,
Евгений Берсенев
bers37

Category:

КИНОЖАНР: ФИЛЬМ-НУАР. Часть 1

Оригинал взят у polygraff_sp в КИНОЖАНР: ФИЛЬМ-НУАР. Часть 1


30-е годы. США. Великая депрессия. Нет денег, нет работы, нет надежды. Этот мутный период американской истории лично для меня озарен одним событием – именно тогда был рожден новый жанр: черный детектив. Отсюда, из этого времени, вышло знаменитое «бульварное чтиво», отпечатанное на пульпе, древесной массе (о чем напомнил всем Квентин Тарантино своим «Pulp fiction»). Романы для рабочего класса, написанные доступным, даже грубоватым языком и наполненные безостановочным экшном. В отличии от английских детективов, где действие зачастую не выходило за пределы гостиной (оранжереи, салона, вагона и т.д.), американские крутосваренные герои безостановочно путешествовали по городу, зная всех и вся и находя общий язык (кулак, пистолет, дубинку, кастет) со всеми встречными. Здесь бандиты благороднее властьимущих, а полицейские проводят слишком много времени среди преступников, и оттого сами, походя, нарушают закон. Частные детективы пытаются сохранить совесть, но окружающая действительность превращает их в усталых циников.
Сэм Спейд Дешила Хэммета, Филипп Марлоу Рэймонда Чандлера, Майк Хаммер Микки Спиллейна – классические представители племени городских обитателей, привыкшие распутывать самые немыслимые клубни заговоров и преступлений. Вечные аутсайдеры, ради достижения цели они не гнушаются никакими средствами. Их интуиция и умение читать улики, как раскрытую книгу – это просто глубинное знание устоев городского дна. Прекрасно знающие жизнь и далеко ее не идеализирующие, они изнемогают под бременем отчужденности. Город просто напичкан трупами, а персонажи видят их так же часто, как и дно стакана с виски (джином, водкой, бурбоном, и т.д.).
А впрочем, я забыл о женщинах, которые встречаются на пути героя не реже трупов и стаканов. Женщинах городской ночи, роковых, отчаянных и беспринципных. Без них Нуар был бы пресен и сух.
Возникновение термина приписывается французскому кинокритику Нино Фрэнку, который в 1946 году обозвал «Serie Noire» ряд американских фильмов, от «Мальтийского сокола» (1941) до «Лоры» (1944). Американские коллеги подхватили емкое и по-французски романтичное словцо, которое с тех пор на экране символизировало глобальное одиночество человеческой души.
Нуар экзистенциален. Он пронизан насквозь чувством безысходности отдельно взятого жителя городской какафонии. Неуверенность, паранойя и отсутствие смысла бытия идут с ним под руку, проявляясь в глубокой депрессии и цинизме.
Первым фильмом классического Нуара считается «Незнакомец на 3-м этаже» (1940) Бориса Интстера, последним – «Печать зла» (1958) Орсона Уэллса. Прочие разделяютя на «до» – пренуар, и «после» – неонуар.
В 1941-м на американской сцене материализовался гений, шоумен и мистификатор Орсон Уэллс. Его радиопровокация – постановка «Войны миров» Герберта Уэллса посеяла в США панику. Люди, услышавшие эфир, уверовав, что это происходит на самом деле, бросали дома и заполоняли дороги в поисках убежища. Его фильм «Гражданин Кейн» считается лучшим фильмом всех времен и народов. Он принес в американское кино европейские фишки: произвол камеры, ракурса и монтажа. Дух европейского кино благополучно пробил собой путь целой связке европейских же режиссеров, которые прочно вросли в Голливуд. Эдгар Улмер, Фред Циннеман, Билли Уайлдер и прочие внесли свою долю чувств в самый эротический сюжет ХХ века – «мужчина и ночь».
В 1941 году третья экранизация «Мальтийского сокола» Дэшила Хэммета прославила режиссера Джона Хьюстона и только что выбившегося в главные роли Хэмфри Богарта, а также зачатый ими Film Noir. После его премьеры «Фабрике грез» был нанесен тяжелый удар. «Мальтийский сокол» не зависел от павильонов, салонов, прерий и полей брани. Ему не нужны были пышные костюмы и многотонные декорации. Главному герою нуара хватало закоулков, дешевых забегаловок и капельки удачи, чтобы досрочно не встретиться с Вечностью. Дешевые студийные ленты 40-50-хх годов снимались в рекордные сроки при участии актеров второй обоймы. На их создание уходили сущие гроши, что роднит представителей трэш и нуар жанров и способствует путанице в классификации. Некоторые студии, например «Monogram», снимали свои ленты по ночам на чужих декорациях, пока их законные владельцы пускали слюни в подушку. Из знаменитых трэш режиссеров проник в нуар Эдгар Улмер. Его «Объезд» (1945) входит в сотню лучших фильмов прошлого века.
Квартиры и офисы, площади и переулки, крыши и подвалы, мягкие шляпы и немнущиеся плащи, галстуки и револьверы, роковые женщины и дождь – неотъемлемые составляющие нуара так же, как и сдержанное, часто минималистское освещение. На экране настоящая битва теней – тесные декорации, купающиеся в потоке света, и второй план, погруженный в проницаемую тьму.
Спад произошел в период МакКартистской «охоты на ведьм». Карьеры многих значимых режиссеров были растоптаны. Но репрессированный на родине, нуар был подхвачен французской «новой волной»: Годаром, Трюффо и Шабролем, а также адептами жанра – Клузо, Мельвиллем, Лотнером, Клеманом и др.
В 60-х он зацвел в Японии и Британии, в 70-х проявился в картинах Фассбиндера и Леоне, в 80-х мелькнул в хоррорах Ардженто, а в 90-х вундеркинд Тарантино заявил всем, что нуар отметился везде: в подавляющем большинстве послевоенные достижения  кинематографа – это или «почти нуар» или «антинуар». От экспрессионизма «Кабинета доктора Калигари» (1920) до «Города грехов» Роберта Родригеса. Французский поэтический реализм и готический реализм, двухкопеечные ужастики студии «Universal» и еще более дешевое «бульварное чтиво», гангстерские боевики и студийная корпоративная система Голливуда 40-х, все выше перечисленное и еще множество факторов поучаствовали в замесе этого густого жанра.

ПЕРСОНАЛИИ.

ХЭМФРИ БОГАРТ

«Мы никогда, наверное, не сможем достаточно оценить гениальность этого актера, который сумел заставить нас полюбить и восхищаться в нем образами нашего собственного разложения».
                      Андре Базен, философ кинематографа.

Стал знаменит после исполнения роли гангстера Дьюка Менти в экранизации пьесы «Окаменевший лес». Роль помог получить Лесли Хоуард, игравший главную роль. Его герои, обладающие странным обаянием личностей, изуродованных всеобщим лицемерием и жестокостью, обладали мужественным очарованием. И феноменально, что Богарт, не обладающий внешностью классической для кинозвезды тех лет, имеющий проблемы с мимикой (фирменная циничная усмешка обусловлена полупарализованной верхней губой), до сего дня определяет зрительское приятие или неприятие тех или иных черт характера и поведения персонажей, претендующих на роль идола поколения. Таких как Бельмондо, Брюс Уиллис, Микки Рурк… Присмотритесь внимательно к их ролям. Все эти роли, всех их героев, давным-давно сыграл Хэмфри Богарт. И чтобы ни писали о нем репортеры, какие бы сплетни и слухи о его алкоголизме, склочности и скандальности нрава, не вываливали в интервью современники, Богарт показал в своих работах, каким должен быть настоящий мужчина. Пусть с изъянами, но, сбанальничаю, и на Солнце есть пятна. А Богартов, к сожалению, очень и очень мало.

ДЖОН ХЬЮСТОН
Он писал сценарии для лучших режиссеров того периода. Затем он снял «Мальтийский сокол», мимоходом изменив взгляд на то, как можно и нужно подавать криминальное кино и создав этим «мимоходом» новый жанр кинематографа. Он подарил миру Мэрилин Монро, сняв ее в небольшой роли большого фильма «асфальтовые джунгли». В его фильмах шлифовал свой образ Хэмфри Богарт, и сыграла одни из лучших своих ролей целая плеяда звезд Голливуда.  Он снял 38 фильмов за 46 лет, и большинство этих картин заслуженно входит в золотой фонд мирового кинематографа.
Его техника была неуловима. Его монтажные переходы столь органичны, что похожи на дыхание, легкое и естественное, о котором не думаешь. А просто вдыхаешь и выдыхаешь. Джон Хьюстон создал наполненное ожиданием кинопространство, в котором, погружаясь, зритель растворялся полностью. В «Сокровища Съерра-Мадре» он отказался от декораций. Чуть не доведя до инфаркта руководство студии. Он придумал и воплотил множество новаторских идей, повсеместно используемых режиссерами до сих пор. Наследие Джона Хьюстона подлежит чисто математическому исчислению, но невозможно посчитать все то, что он своей жизнью привнес в жизнь зрителей, любящих его картины и выросших на них. Он был великим режиссером и хорошим человеком. И хорошо уже то, что он был…

РОБЕРТ МИТЧУМ

Митчуму никогда не было нужды изображать крутого парня. Он таковым просто-напросто являлся. Бродяжничая с 14 лет, в 16 был арестован и приговорен к каторжным работам, откуда сбежал. Раны от кандалов чуть не вызвали ампутацию ноги. В 43 году получил первую роль в кино и за первый год пребывания в Голливуде умудрился сняться в 18 фильмах. Затем – армия, перед самым уходом в которую, он чуть снова не угодил в тюрьму за избиение полицейского. В 48-м – обвинение в хранении марихуаны. Ему грозило шесть лет, но вмешался Говард Хьюз, подключивший лучших адвокатов и отправивший Митчума на съемки в Мексику, за пределы действия американской юрисдикции. Закончилось всё 50-дневным сроком заключения.
Он всегда легко относился и к жизни и к искусству и оставался популярным и востребованным, даже когда благополучно скончалась старая голливудская система, унесшая с собой множество актеров, популярных, но не справившихся с новыми веяниями.
Скорцезе, Годар, братья Коэны, Джим Джармуш , считая его воплощением американского антигероя, восхищались фатализмом фильмов с его участием.
За 50 лет он снялся почти в сотне картин, но несмотря такую востребованность, многие кинокритики неохотно причисляют его к числу «настоящих» актеров. Вероятно причина в том, что к актерскому ремеслу он относился, подчеркнуто несерьезно. На фоне его спокойной, чуть меланхоличной подаче образов, партнеры по съемочной площадке выглядели суетливо и нарочито. По словам самого Митчума, за свою кинокарьеру он сыграл «всех, за исключением женщин и карликов. И не менял при этом ничего, кроме нижнего белья». Он всегда иронично отзывался о своих актерских способностях: «У меня есть три выражения лица — взгляд налево, взгляд направо и взгляд прямо перед собой». Но этому мнению противоречили многие из тех, кто с ним работали; он был, по словам Джона Хьюстона, «одним из самых чудовищно недооцененных актеров в Голливуде».

ОРСОН УЭЛЛС

В конце 30-х Орсон Уэллс был знаменит настолько ( в частности, благодаря скандальной радиопостановке « Война миров», вызвавшей панику в США), что одно его имя гарантировало коммерческий успех. И на волне этого пика популярности 26-летним вундеркиндом, страстно увлеченным Шекспиром, что, несомненно, повлияло на его собственный взгляд о понятиях «герой», «добро» и «зло», был заключен контракт с Голливудом на неслыханных тогда условиях: 25% прибыли и полная творческая свобода. В результате появился "Гражданин Кейн ", снятый за три осенних месяца 40-го года. Лента, которая справедливо считается  «лучшим фильмом всех времен и народов». Картина сразу обросла легендами, как впрочем, и все творчество Уэллса и немалую лепту в создании мифов о себе внес он сам. Мифотворчество режиссера вокруг собственной деятельности это вообще отдельная тема, рассказывать о коей можно долго. И каким бы достоверным ни казался факт его биографии, нельзя быть до конца уверенным, что эту карту в колоду жизнеописания не подбросил он лично, предварительно достав ее из рукава.
«Гражданин Кейн» – первый фильм, избравший своей главной темой сам феномен знаменитости. Уэллс превратил главного героя – публицистический портрет реального человека ( медиамагната Уильяма Херста ) – в мифологического персонажа, пытающегося привнести в мир больше, чем тот может выдержать и в результате терпит сокрушительное фиаско. Эта метафора сквозной темой проходит через все творчество режиссера, не минуя собственно и саму его жизнь. До сих пор ведутся споры об авторстве сценария и ленты, о профессионализме Уэллса: это был первый опыт режиссера в кино. На последний вопрос ответ звучит в картине из уст Кейна: « у меня нет никакого опыта, …я просто использую идеи, которые приходят мне в голову». А уж идей, изменивших общепринятый взгляд на кинопроизводство, здесь более чем достаточно. Уэллс – один из немногих, кто понял необходимость, во что бы ни стало «наполнить» звуковую дорожку фильма. Каждый эпизод содержит звуковую идею, сообщающую ему неповторимый колорит: дождь, барабанящий по стеклянной крыше, эхо в мраморном зале библиотеки, полифония голосов в многофигурных сценах и т. д.. Следующим непривычным ходом, был подход к монтажу и визуальному ряду. С помощью спецэффектов Уэллс довел пластику картины до уровня комиксов, в которых фантазия художника позволяла крупный план героя совместить с изображением в полный рост его собеседника, а на третьем плане изобразить еще десяток человек со скрупулезно прорисованными мелкими деталями внешности. Этот ход повторяется десятки раз и придает фильму уникальную визуальную стилизованность. Уэллс освободил камеру от «горизонтальной блокады» и она движется за главным героем, постоянно держа его в кадре. Оптические законы начинают колебаться вместе с почвой, по которой персонаж движется крупными шагами к объективу. Использование широкоформатных объективов, планы, снятые с нижней точки вызвали необходимость строить при создании декораций потолки, что ранее не делалось. При внимательном пересмотре фильма вдруг возникает понимание, что «Гражданин Кейн», казавшийся супердорогим колоссом, в буквальном смысле слеплен из того, что оказалось под рукой: очень мало статистов, но много архивных кадров; много разнообразной мебели, но не меньше и обычных задников и множество крупных планов звоночков, цимбал, различных планов-врезок: газетных заголовков, аксессуаров, фотографий… «Кейн», без всякого сомнения, был весьма низкобюджетным по затратам фильмом и его «дороговизна» создана на монтажном столе. И роскошность визуального восприятия в не меньшей мере, повторюсь, подкреплена самой изобретательной в истории кинематографа звуковой дорожкой. Все это превратило ленту в манифест современного киноискусства, так и непревзойденный, несмотря на все современные технические возможности кино.

ВЕРОНИКА ЛЭЙК

В личном зачете: три отличных нуара – «Стеклянный ключ», «Оружие для найма», «Голубая гардения»; любовь зрителей, сравнимая со славой Хейворт; миллионы подражательниц имиджа ( во время войны ее прическа «пикабу» была официально запрещена из-за опасности травматизма на заводах, так как возникала опасность попадания локонов в станок).
Полузабытая Ким Бесинджер, попросту воплотившая образ Лэйк в «Секретах Лос-Анжелеса» обрела второе и последнее дыхание в голливудских рейтингах и получила заветный «Оскар».
После «Голубой гардении» последовала цепь неудач. Связанная контрактом, была вынуждена сниматься в любой срани предложенной студией, что не способствовало поддержанию популярности у страдающей склерозом публики. В 60-х работала барменшей. Умерла в 73-м от гепатита, забытая.
Но остались фильмы, в которых красавица Лэйк играет роковую красавицу, разбивающую сердца и заставляющая мужчин следовать ее желаниям.

РИТА ХЕЙВОРТ

Дочь танцоров, сама танцующая с 13 лет в мексиканских ночных клубах, в 1935 сыграла первую эпизодическую роль в кино. Первая заметная роль – в фильме «Только у ангелов есть крылья». Далее череда ролей, обеспеченных семилетним контрактом со студией. Постепенно растущая популярность и любовь зрителей достигла апогея в 1946 году, когда вышел на экраны фильм «Гилда».
Картина была полна сценарных дыр, половина сюжетных линий начиналась где-то за экраном, не имела развития или логического завершения. Множество вопросов, связанных с персонажами так и остаются без ответа. В частности: что же связывало героев Хейворт и Форда до их встречи? Ответов не предусмотрено. Да и фиг бы с этими ответами. Главное, что в этой картине есть Гилда, она же Рита Хейворт.
После этой роли Рита была признана неофициальным секс-символом. Половина солдат армии США хранил ее фото. Когда на атолл Бикини была сброшена атомная бомба, она падала имея на своем корпусе портрет Хейворт и именовалась «Гилда».
Образ Гилды был настолько ярок и эротичен, что икается в кинематографе по сию пору: в «Побеге из Шоушенка» отверстие в стене прикрывается именно постером Риты Хейворт, а сам фильм крутят в кинозале Шоушенка (помните момент, который с нетерпением ожидает Морган Фримен?).
В «8 женщинах» Фани Ардан пародирует сцену стриптиза из «Гилды». Это ничтожная доля из перечня цитат, на которые раздерган фильм со странным сценарием, хорошей музыкой, сомнительным хэппи-эндом и великолепной женщиной в главной роли.
Кстати: знаменитый коктейль «Маргарита» назван именно в ее честь.
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments